Анализ сцены вранья в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” ( действие III, явление VI)
Особенностью гоголевской комедии “Ревизор” является то, что она имеет “миражную интригу”, т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников.
Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова “проговориться”, “рассказать побольше”, чтобы “узнать,
Во время своей речи Хлестаков как бы инстинктивно улавливает характер производимого им впечатления, подстегивают испытываемые слушателями страх, ожидание рассказов о необычных для провинциалов масштабах жизни и служебных отношений. Его преувеличения носят чисто количественный характер: в “семьсот рублей арбуз”, “тридцать пять тысяч одних курьеров”. Рисуясь перед дамами, он мобилизует весь свой скудный запас сведений о жизни петербургской знати, о событиях и литературе. “Хлестаков вовсе не обо всем врет, он порой просто сообщает сенсационные столичные новости – о великолепии балов, о супе, который на пароходе прибыл из Парижа, о том, что барон Брамбеус исправляет чужие статьи, что Смирдин платит ему большие деньги, о том, что “Фрегат “Надежды” пользуется огромным успехом, и наконец, о том, что Пушкин, с которым он “на дружеской ноге”, – “большой оригинал”, – пишет А. Г. Гукасова в статье “Комедия “Ревизор”.
Однако все эти реальные факты смещены и переадресованы, центральным лицом во всех событиях становится сам рассказчик.
В силу непреднамеренности Хлестакова его трудно поймать на лжи – он, завираясь, с легкостью выходит из затруднительного положения: “Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж – скажешь только кухарке: “На, Маврушка, шинель… ” Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже”.
Охваченный непреодолимым желанием сыграть роль немного повыше той, которая предугадана ему судьбой, в эту “лучшую и самую поэтическую минуту в его жизни”, Хлестаков жаждет предстать не только светским человеком, но и человеком “государственным”.
Ни городничий, ни чиновники не подвергают сомнению то, о чем болтает Хлестаков, наоборот, они укрепляются в вере, что присланный к ним ревизор – значительное государственное лицо. “Происходит странная вещь. Фитюлька, спичка, мальчишка Хлестаков силою страха и благоговения к нему вырастает в персону, становится сановником, становится тем, кого в нем видят”, – делает вывод по этой сцене Г. А. Гуковский в статье “Реализм Гоголя”.
П гулак-артемовський рибалка скорочено.