Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “В дороге” (2)

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов был одним из тех, кто полностью отдал себя служению народу. Еще будучи маленьким мальчиком Николенька нередко видел страдания русских людей, нечеловеческие условия их существования. С детских лет Николай Алексеевич испытывал глубокую привязанность, искренние, дружеские чувства к простому крестьянину, которые впоследствии питали его творчество. Крепостническое самодурство, царившее в те годы, глубоко ранило душу поэта. Некрасов, человек мягкий по природе, не мог видеть мучений крестьян, дворовых.

Да и мать поэта за годы жизни немало перенесла страданий от своего деспотичного мужа. “Это… было раненное в самом начале жизни сердце, – говорил о Некрасове Достоевский, – и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”.
Поистине убеждаешься в том, что более “народного” поэта в русской литературе не найти. И не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ.
Восхождение Н. А. Некрасова к вершинам литературного олимпа началось со стихотворения “В дороге”. Оно вошло в
поэтический сборник 1856 года. “А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, – жгутся”, – сказал Тургенев примечательные слова. Сборник открывало стихотворение “Поэт и гражданин”. Затем шли четыре раздела: в первом – стихи о жизни народа, во втором – сатира на его недругов, в третьем – поэма “Саша”, в четвертом – стихи о дружбе и любви. Первый раздел открывался стихотворением “В дороге”, а завершался “Школьником”. Стихи перекликались друг с другом. Их объединял образ проселочной дороги, разговоры барина в первом стихотворении с ямщиком, во втором – с крестьянским мальчуганом. Из беседы барина с ямщиком мы узнаем две истины: крестьяне – люди, и эти люди живут в нечеловеческих условиях.
Изображение народной жизни раньше всегда сопровождалось звоном колокольчиков под дугой, песнями ямщиков, неспешным бегом удалых троек. На это указывает начало стихотворения “В дороге”:
… Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку.
Однако далее привычный поэтический ход обрывается. Читатель уже не слышит той мелодичной истинно русской песни из уст ямщика. Некрасов в отличие от предшественников и современников отказывается принимать песню как “средство к изучению народной жизни”, предпочитая живой рассказ в стихах. Что же нас удивляет?
Конечно же, речь ямщика, лишенная привычных народных интонаций. Кажется, голая проза ворвалась в стихи. Говор ямщика грубоват, насыщен диалектизмами. В народных песнях, как правило, речь идет об “удалом ямщике”, о “добром молодце” или “красной девице”. Все, что с ними происходит, можно отнести ко многим людям из народной среды. У Некрасова другое: через индивидуальное он идет к общему. Мне кажется, что именно автор стихотворения “В дороге” вплотную сошелся с мужиками на страницах произведения. Такое проникновение в народное сознание показывало, что рушились многие иллюзии, которыми жили современники. Одни идеализировали общий уклад крестьянской жизни, другие поэтизировали патриархально-христианские начала народной нравственности. Там, где современники созерцали, Некрасов анализировал, мучился, страдал.
В стихотворении “В дороге” лирическое “я” поэта отстранено от сознания ямщика. Они сосуществуют параллельно. Лирическая разобщенность будет преодолена уже в последнем стихотворении раздела “Школьник”.
Итак, ямщик делится с барином своим горем – “сокрушила злодейка жена!” Груша, так ее звали, с детства воспитывавшаяся в барском доме, оказалась абсолютно оторванной от своей среды. “В барском доме была учена вместе с барышней разным наукам, на варгане играть и читать – всем дворянским манерам и штукам”. Мы видим недоверие ямщика к господам, действительно погубившим несчастную Грушу. И наше сочувствие сталкивается с глубоким невежеством ямщика, который с недоверием относится к просвещению, видя в нем ненужную господскую причуду. Крестьянин вообще имеет смутное представление о жизни и времяпровождении господ. Кое-что он слышал, кое-что вообразил по контрасту с крестьянской жизнью:
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
А, примерно представить в атлас;
Ела вдоволь и меду и каши.
И вот простого парня женили на этой “белоручке”, “белоличке”. “Ни косить, ни ходить за коровой” – ничего не умела Груша. Но муж не винит ее в этом: “… становилось инда жалко подчас… ” Конечно, Груша погибает в крестьянской среде:
Слышь, как щепка худа и бледна,
Ходит, тоись, совсем через силу,
В день двух ложек не съест толокна –
Чай, свалим через месяц в могилу…
А с чего?
Ямщик не может дать ответ. Он-то ведь уважал свою жену, “почти не бивал”, одевал и кормил, не томил безустанной работой, жалел, баловал обновками. А она погибла. С чего?
Некрасов отвечает на этот вопрос: крестьянская жизнь гибельна для того, кто вырос в мало-мальски человеческих условиях. Автор выстраивает стихотворение таким образом, чтобы показать всю страшную и уродливую картину крепостничества: он избегает картин избиения, образов мужа-тирана и злодея-помещика, оставляя лишь обычную историю гибели человека, которая в те годы была распространенной. Меня поразило, насколько четким и убедительным получился у Некрасова портрет действительности! Я думаю, Некрасов – настоящий мастер слова. В своих произведениях он создает героев, единственных в своем роде, очень родных и в то же время запоминающих. Этим поэзия Некрасова близка мне.
Стихотворение “В дороге” показывает нам тот ужасный мир крепостничества, в котором жила Русь несколько столетий. Образ ямщика, на мой взгляд, исключителен по своей полноте. Некрасов репликами, словно красками, рисует в нашем воображении, как на холсте, те черточки народного характера, которые вместе составляют единый колоритный образ истинно русского человека. “Слышь, как щепка худа и бледна… ” – читаю у Некрасова и мысленно представляю себе измученную нелегкой крестьянской жизнью Грушу. Я искренне сочувствую героине. “Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – всплывают в памяти строчки из другого стихотворения Н. А. Некрасова “В полном разгаре страда деревенская… “
Я думаю, Некрасову удалось осуществить свой замысел и создать великолепное по содержанию и лексическому составу стихотворение. Оно наиболее полно отражает ужасы эпохи, вместе с тем указывая на неповторимость и сложность русской души. Недаром В. Г. Белинский так восторженно отзывался о Некрасове после прочтения стихотворения “В дороге”: “Да знаете ли вы, что поэт – и поэт истинный!”
Вот этот истинный поэт и по сей день живет среди нас. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов – эти имена известны миру, и я очень горда, что говорю на том же языке, что и эти великие люди. Нас объединяет происхождение – мы русские, а значит, в каждом из нас заложена частичка той всеобъемлющей русской натуры, которая вызывает недоумение и восхищение остального мира. Я горжусь своей Родиной и вижу в этом счастье.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Григір тютюнник біла мара переказ.
Ви зараз читаєте: Анализ стихотворения Н. А. Некрасова “В дороге” (2)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.