Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (7)
Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (7)
Рассказ “Челкаш”, написанный в 1894 году, принес автору широкую известность.
Рассказ начинается с описания гавани: “Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег… ” Далее автор описывает появление в гавани Челкаша, старого травленного волка, хорошо знакомого гаванскому люду, заядлого пьяницу и ловкого, смелого вора. Чтобы пойти на очередное “дело”, он ходил по гавани и искал своего поплечника Мишку, но сторож сказал, что Мишку увезли в больницу. Но тут Челкашу попадается парень: “широкоплеч, коренаст,
– Рыбу ловить поедем. Грести будешь…
Гаврила соглашается, ничего не подозревая. И, оказавшись в море, Гаврила, захваченный чисто практическими интересами, оказавшись в море, “чувствует себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой”. Вор Челкаш все еще не потерял светлой “памяти, этого бича несчастных”. Поэтому он “любил
После “дела” Челкаш дал Гавриле несколько “бумажек”. Но Гавриле нужны были все деньги, и он, обняв ноги Челкаша, просит отдать ему все деньги:
– Голубчик!.. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе?..
Челкаш, испуганный, изумленный и озлобленный, оттолкнул Гаврилу, вскочил на ноги и, сунув руку в карман, бросил в Гаврилу бумажки.
– На! Жри… – крикнул он злобно.
Но потом, выслушав все радостные вопли Гаврилы, сказал:
– Дай сюда деньги!
Ради денег Гаврила готов был пойти и на преступление. Даже Челкаш говорил ему:
-… Разве из-за денег можно так истязать себя?
Дурак!
И заканчивается рассказ тем, что “море выло, швыряло большие, тяжелые волны на прибрежный песок, разбивая их в брызги и пену… “
Автор показывает, что даже природа восстает против нечестной жизни, против злобы, против того, что человек устраивает свою жизнь за счет жизни другого.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (4) Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль о человеке-деятеле, борце, герое. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг. Главными героями произведения Горького […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (6) В 1894 году великий русский писатель М. Горький пишет свой рассказ “Челкаш”. Уже в 1895 году “Челкаш” был напечатан в журнале “Русское богатство”. Этот рассказ принес автору широкую известность. Впервые в русской литературе главным героем произведения является вор, Челкаш. При этом автор не критикует своего героя, а показывает, что существуют такие “правильные” люди, которые в […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (3) У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь “в людях”. Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их судьбами. Его интересовало все, что происходило в России. И, по мере возможности, он старался во всем участвовать. Горький много путешествовал По Италии. Наблюдая за жизнью итальянского народа, он создал книгу […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (1) М. Горький был писателем-реалистом, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький отождествляет человека и природу. В своих произведениях писатель отдает явное предпочтение людям, свободным от законов общества. Они интересны своими взглядами, поведением. И, как правило, у главного героя всегда есть антагонист – человек, придерживающийся […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (2) В русской литературе существует много имен, которые по праву могут называться великими. Среди таких имен и М. Горький – человек, который прожил сложную жизнь, испытав все тяготы судьбы. Но несмотря на все трудности, преследовавшие его, он оставался верен себе и писал замечательные произведения. Из раннего творчества Горького известны такие рассказы, как “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, […]...
- Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького “Челкаш”. (5) Много разных мыслей и переживаний возникло у меня, когда я читала рассказ М. Горького “Чел-каш”. Писатель смог точно передать всю картину нищенского существования людей, проникнуть в их сокровенные мечты. Он показал, в кого превращаются люди, доведенные до отчаяния, до безысходности при виде чужого счастья и богатства. “Гришка Челкаш – заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. […]...
- Проблема положительного героя в рассказе М. Горького “Челкаш” В рассказе Максима Горького “Челкаш” выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. […]...
- Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького “Челкаш”) Раннее творчество Горького (90 е гг. XIX в.) создавалось под знаком “собирания” истинно человеческого: “Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от […]...
- Два мира – два мировоззрения в рассказе М. Горького “Челкаш” Максим Горький имел большой опыт скитальческой жизни и в ранних романтических рассказах выражал свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов – так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них – это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно […]...
- Пейзаж в рассказе М. Горького “Челкаш” Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе “Челкаш”. Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски (“потемневшее […]...
- Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького “Челкаш” В ранних романтических рассказах Максим Горький выразил свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов – так называемые босяки. Писатель изображает их людьми смелыми, сильными душой. Главное для них – это свобода, которую босяки, как и все мы, понимают по-своему. Они страстно мечтают о какой-то особой жизни, далекой […]...
- Босяки – герои или жертвы? (По рассказу “Челкаш” ) Горький не только показал жертв несправедливого общественного строя, но глубоко проник в их психологию, раскрыл индивидуальное своеобразие личности каждого, даже самого забитого человека. Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Горького появились и люди, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и […]...
- Краткое содержание Челкаш – Горький Максим Челкаш Краткое содержание произведения “Потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не отражается в воде… В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило их”. Вереница грузчиков, несущая тысячи пудов хлеба ради того, […]...
- Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького (второй вариант) Книга – это мысль. И поэтому каждая книга несет в себе какую-то идею, представляя читателям повесть сердца автора, его чувства и выводы. Максим Горький, один из великих писателей XIX века, внес своими ранними рассказами идею о равенстве, свободе и справедливости между людьми. Может поэтому его ранние произведения продолжают волновать умы и сердца читателей и в […]...
- Своеобразие проблематики ранней прозы М. Горького (на примере одного из рассказов) Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за […]...
- Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” (1) Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В […]...
- Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных его легендах о Лар-ре и Данко. В […]...
- Своеобразие романтических рассказов М. Горького М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”. Романтические произведения М. Горького […]...
- Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”) Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений – рассказ “Старуха Изергиль”. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей […]...
- Ранний романтизм А. М. Горького (1) Имя провинциала Алексея Пешкова мало кому было известно в конце 90-х годов XIX века, но читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – Максима Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических […]...
- Деревенские мальчишки в рассказе Тургенева “Бежин луг” Ночь. На лугу около костра пять мальчиков. В котелке варится картошка. Поблизости пасутся лошади. Вдруг собаки залаяли и бросились в темноту. Широкоплечий неуклюжий парнишка молча вскочил, прыгнул на лошадь и поскакал вслед за собаками. Это был Павел, один из героев рассказа Ивана Сергеевича Тургенева “Бежин луг”. Я не случайно начал с этого эпизода, который понравился […]...
- Своеобразие романтических рассказов М. Горького (1) Первый период творчества Максима Горького представлен, в основном, романтическими рассказами. Странствуя по стране, наблюдая жизнь людей, Горький пытался найти необычное, героическое в каждом. Он искал героя – бунтаря, восставшего против несправедливостей жизни, не поступающегося своей свободой. В первом рассказе “Макар Чудра” мы отчетливо видим позицию старого цыгана, главного действующего лица рассказа. Он отрицает нищенское, жалкое […]...
- Изображение жестокости господ по отношению к крепостным людям в рассказе И. С. Тургенева “Муму” Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих […]...
- Роль природы в произведениях М. Горького В произведениях русских писателей природа всегда играет большую роль. Возможно, причина в том, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком – он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней. Многие произведения М. Горького […]...
- Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. – это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, […]...
- “Кто ничего не делает, с тем ничего не станется” (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького) Здравствуйте, Алексей Максимович! Вы, конечно, удивитесь, получив письмо из 2003 года: ведь прошло уже более шестидесяти пяти лет со дня Вашей смерти. За эти годы было написано множество статей и монографий, защищено огромное количество диссертаций, посвященных Вашему творчеству. Вас называли великим писателем, продолжателем традиций Л. Толстого и основоположником метода социалистического реализма. Но в конце XX […]...
- Природа в произведениях Горького В произведениях русских писателей описание природы всегда занимала значительное место. Возможно, это объясняется тем, что наши предки были язычниками, которые обожествляли и одухотворяли природу. А может, это просто особенность восприятия мира творчески одаренным человеком – он видит не только темные стороны жизни, но и все прекрасное и удивительное, что есть в ней. Не удивительно, что […]...
- Ранний романтизм Горького В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в […]...
- Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” Во многих своих произведениях И. А. Бунин стремится к широким художественным обобщениям. Он анализирует общечеловеческую сущность любви, рассуждает о загадке жизни и смерти. Описывая определенные типы людей, писатель также не ограничивается русскими типами. Часто мысль художника принимает мировой масштаб, поскольку помимо национального в людях всего мира есть много общего. Особенно показателен в этом плане замечательный […]...
- Рецензия на рассказ М. Горького “Макар Чудра” Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, “Макар Чудра” оставил наиболее глубокий след в моей душе. Во-первых, в этом произведении меня привлекла поэтическая история любви, положенная в основу сюжета, а во-вторых, какой-то особый дух свободы, наполняющий этот рассказ. Да, безусловно, все произведения Горького этого периода (“Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Челкаш”) […]...
- Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” (1 вариант) Максим Горький писал русскому писателю А. П. Чехову: “Вы человек, которому достаточно одного слова для того, чтобы создать образ, и фразы, чтобы сотворить рассказ, дивный рассказ, который ввертывается в глубь и суть жизни, как буров в землю”. Многие рассказы Чехова занимают 2-3 страницы. Нужно было обладать особым даром наблюдательности и тончайшим мастерством, чтобы уметь так […]...
- Концепция человека в раннем творчестве М. Горького Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между “должным” и “сущим”, между великой “мечтой” и “серой эпохой” явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького. Ранние рассказы Горького носят революционно-романтический характер. В этих рассказах противопоставляется серая обыденная жизнь яркой, экзотической, героической. Контраст связан с противостоянием отдельной личности толпе – жизнь как […]...
- Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. “Реальный” мир для Горького не является эстетическим объектом даже в таких рассказах, как “Дед Архип и Ленька” или “Дело с застежками”. Горьковские босяки воплощают […]...
- Герои ранних рассказов А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями, которых автор, кроме свободы и гордости, наделяет необыкновенной красотой. Лойко и Радда любят друг друга, но они не могут ради этой любви […]...
- Ранний романтизм М. Горького В конце 90-х годов ХIХ века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызывали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в […]...
- Приемы изображения народного характера в рассказе “Левша” Рассказ “Левша” был написан в 1881 г., но замысел подобного произведения, как установлено, возник уже около 1878 г. Считается, что Лесков однажды услышал шутку о том, как “аглицкие” инженеры сделали из стали блоху, а тульские мастера ее подковали и отослали обратно; этот анекдотический сюжет и лег в основу будущего произведения. Как известно, рассказ претерпел несколько […]...
- Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького (1) Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность н живет по […]...
- Раннее романтическое творчество М. Горького Начало 90-х годов XIX века – время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе. В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года он пишет: “Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, […]...
- Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80 е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа […]...
- Что я принимаю и с чем я спорю в произведениях М. Горького (1) Недавно состоявшаяся экскурсия в музей-квартиру М. Горького оставила противоречивые впечатления: роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера, купца-мецената Рябушинского) – для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых… Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал […]...
Розповидь на тему мий друг.