Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”
Когда комедия “Ревизор” вышла в свет, критики с невероятной злостью накинулись на ее автора. Гоголь писал: “Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”. Гоголя обвиняли в грязной клевете на Россию, в том, что он создал “ряд смешных карикатур”. Критики старались доказать, что Гоголь превратил частный случай в закономерную для России историю. Они даже писали о том, что города, о котором говорит
Каковы же действующие лица комедии “Ревизор”? На первом плане, конечно, городничий. Гоголь не называет его по фамилии (как судью или попечителя богоугодных заведений), а только по должности – городничий, – подчеркивая тем
Таким образом, перед нами встает образ человека, обладающего неограниченной властью и злоупотребляющего этой властью с нескрываемой наглостью и цинизмом. Его нисколько не волнует, что происходит в городе, за который он несет ответственность, как живут люди, которые от него зависят. Его не смущает, что заключенных не кормят, а больных не хотят лечить. Основная его цель – выжать как можно больше денег из тех, что отпущены на содержание города, и положить в свой карман. И при этом сделать так, чтобы все было шито-крыто, причем не перед своими горожанами – своих он не стесняется, – а перед вышестоящими начальниками и приезжим ревизором.
Жена и дочь городничего – типичные провинциальные кокетки. Смысл их жизни составляет бесконечная смена нарядов а круг интересов ограничивается чтением бульварных романов и собиранием низкосортных стишков в альбомы.
Следующим персонажем является судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин. Тот самый знаменитый Ляпкин-Тяпкин, который берет взятки борзыми щенками. В присутственных местах, которые находятся в его ведении, “сторожа завели гусей с маленькими гусенками”. Можно себе представить, как этот судья ведет дела! Да и заседатель в суде не лучше – “… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода”. Остается догадываться, до какой степени этот заседатель сведущ в судебных делах.
Еще один яркий типаж – почтмейстер Шпекин. Вскрывать частные письма и посылки – его обычное занятие. Делает ли он это из любопытства или просто от скуки – неважно, но он этого не скрывает и, мало того, имеет на это разрешение городничего: “… нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать… “
Попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Землянику нисколько не волнует, что творится в этих заведениях. Ему наплевать, что больные курят крепкий табак, ходят в грязных колпаках и больше походят на кузнецов, чем на больничных пациентов. Он совершенно спокойно говорит о том, что дорогие лекарства в больнице не употребляются: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Гоголь дает ему такую характеристику: “Проныра и плут. Очень услужлив и суетлив”.
Схожесть Добчинского и Бобчинского проявляется даже в созвучии их фамилий. У них не только одинаковые имена – ни и думают, и говорят почти одинаково. Их рассказы с ОГРОМНЫМ количеством ненужных подробностей каждый раз Утверждают, что они просто сплетники и обыватели, наконец, центральная фигура в пьесе – Иван Александ-ллестаков, коллежский регистратор, или, как говорит о нем его слуга Осип, – “елистратишка простой”. Автор характеризует его так: “… несколько преглуповат и, как говорят, без царя в голове… Говорит и действует без всякого соображения”. В уездном городишке он появляется по очень простой причине: “Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул”. Хлестаков очень предприимчив и хитер – он ловко воспользовался ситуацией. Впрочем, это, видимо, было не так уж трудно, учитывая нравы и характеры местных чиновников. Ведь нужно быть невероятно серыми и тупыми, чтобы этакий пройдоха мог остаться победителем.
Прошло более полутора веков с момента выхода комедии в свет, а ее герои, нет-нет, да и встретятся нам то там, то здесь. А значит, это не просто действующие лица пьесы, а именно человеческие типы, которые по-прежнему существуют.
Волелюбність українського народу у творі дорогою ціною.