Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2)

Комедия “Горе от ума” является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 века между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение “века минувшего” и “века нынешнего” является основным двигателем в развитии действия комедии. Каковы же они, представители “века минувшего”, носители идеологии отживающего мира? В комедии мир “отцов” представлен достаточно обширно.
Ярчайшим его представителем является Фамусов, важный московский барин, чиновник, занимающий видную должность “управляющего в казенном месте”. Знакомясь с его семейством, мы узнаем, что в доме Фамусовых живет некто Молчалин. Почему же хозяин так благоволит к этому, на первый взгляд, неприметному, “нечиновному” молодому человеку? Всматриваясь в образы Фамусова и Молчалина, можно сказать, что в них обоих есть что-то общее, возможно, Фамусов в молодости был подобен своему секретарю. Павел Афанасьевич “лепит” его по своему образу и подобию, и нужно сказать, ему это весьма удается. Одна из самых главных заповедей жизни Фамусова – карьера. Остальное же приложится. Может, для ее достижения он усердствует на службе, “не щадя живота своего”? Грибоедов мастерски определяет бюрократическое отношение Фамусова к службе:
А у

меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
А Молчалин присматривается, прислушивается, учится жить. Он давно для себя понял: главное – прислуживаться, угождать, лицемерить, пресмыкаться перед “сильными мира сего” (а для верности. и перед слабыми). Молчалин хорошо помнит заветы отца о том, что “перед собакой дворника” нужно “во избежание зла” угождать. И свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность он возводит в ранг необходимости: “Ведь надо ж зависеть от других”. Осознанное рабство – что может быть омерзительнее? Зачем? Молчалин знает ответ. Иначе он не смог бы достигнуть того, чего уже достиг: начальством обласкан, в “свет” вхож. и это только начало. Есть у Молчалина два качества, на которые он сильно надеется в жизни. Это “умеренность и аккуратность”. На мой взгляд, быть умеренным и аккуратным неплохо. Есть же мудрая пословица “Всего должно быть в меру”, а аккуратность в человеке говорит о его внутренней дисциплине. Но Молчалин вкладывает в эти понятия нечто другое: продуманность, соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Тонко и четко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это подчинение всего и вся: людей и обстоятельств, слов и дел, крупных событий и бытовых мелочей медленному, но неуклонному движению вперед, к поставленной цели.
И еще одно усвоил молодой секретарь: служить не делу, а лицам, как это делает Фамусов. Следуя этому закону, служба – это источник чинов, наград, доходов.
Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, “сгибался в перегиб”, “отважно жертвовал затылком”. Эта дорожка, низкопоклонство перед начальством выведет куда надо. Цепочка Максим Петрович – Фамусов. Молчалин продолжается, а за ними последуют другие “звенья”: таких, как молодой карьерист Молчалин, а в фамусовском обществе хоть пруд пруди.
Знаменитый монолог Фамусова: “Вот то-то, все вы гордецы!” был произнесен в адрес Чацкого, но тот оказался неблагодарным слушателем. Но можно представить, с каким благоговением выслушал бы его Молчалин! Уж он-то неукоснительно учится, на “старших глядя”. Вот поэтому и состоит в секретарях при Фамусове, хоть “не свой”, а “деловой”. Какими же таким делами прославился Молчалин? За что имеет три награжденья? Да за то, что сумел вовремя перед начальством спину согнуть, всегда благообразен, скромен, вежлив. Такому и в голову не придет “вольнодумничать”, ведь начальство этого не любит. Фамусов с ненавистью и злобой объясняет причины “вольностей”:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Ему в унисон подпевает Молчалин: “не должно сметь свое суждение иметь” И всегда-то Молчалин рядом со своим начальником, старается угадать его желания.
Угодно Фамусову выдать дочь замуж, так чем же он не жених? Уж кто-кто, а Молчалин будет достойным мужем Софьи. Правда, отец пока не решил, кого осчастливит этим браком, но “перспективный” жених уж постарается, уж так притворится, что любит свою избранницу! И здесь он добился успеха: Софья влюблена в него нешуточно.
Да, прав был Гоголь, написав, что Молчалин “тихомолком пробирается в люди”. Вот это “тихомолком” – вся сущность молодого карьериста с его мелким, низменным умом. Низменность-то и подвела Молчалина. Да, забылся он слегка, разрушилась лестница к чинам и знатности, с таким трудом сооруженная. И за это жестоко поплатился Молчалин. Честно говоря, я не думаю, что Фамусов прогнал бы его, ведь Молчалин стал слишком необходим, более того, такие, как он. своего рода громоотводы, покорные “мальчики для битья”. Такие “бессловесные”, “бесхребетные” – прямое порождение фамусовского общества, они представляют собой связующее звено в поколении “отцов”. Убрать это звено, разрушить вековые устои, уничтожить “век минувший”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Похорон друга скорочено.
Ви зараз читаєте: Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2)