Философская проблематика поэзии Б. Пастернака (1)

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак
Поэзия Бориса Пастернака – явление новейшее не только в истории литературы Серебряного века, но и русской литературы вообще. И Пастернак почитается одним из величайших и гениальнейших поэтов в рамках указанного этапа времени, а также в контексте всей русской художественной литературы. Стихотворчеству он отдал в итоге всего себя без остатка, всю личную жизнь, полагая, что исключительно творчество может вознести человека над

посредственностью повседневной жизни, возвысить его до безоблачных апогеев существования. Произведения Пастернака неповторимы и самобытны по форме и по содержанию. Поэт устанавливал перед самим собой задачу – поймать неуловимое и показать в стихах расположение духа, состояние его с помощью всяческих художественных средств и приемов. Окружающий мир в его замечательных стихах показывается в процессе движения, в порыве, в отсветах и своеобразных образах и персонажах.
Философская направленность лирики Пастернака во многом обусловлена биографическими факторами. Музыка, живопись и литература определяли
атмосферу детства поэта. Его отец был известным художником, мать – одаренной пианисткой; гостями дома были Серов, Врубель, Скрябин, Рахманинов, Лев Толстой. Будущий поэт напряженно впитывает в себя все новое, постигает общую природу всего искусства и, в конечном итоге, всякой духовности. Все проявления человеческого духа имеют своим итогом обобщающую философскую систему взглядов; для ее изучения молодой Пастернак решает стать профессиональным философом, поступает на философское отделение историко-филологического факультета, затем продолжает занятия в Марбурге. И хотя окончательный выбор его пал на поэзию (чему, на мой взгляд, следует только радоваться), поэт на всю жизнь остается “привязан” к философской тематике, которая органично входит в его поэзию, не подавляя, не ослабляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастернака только выигрывает от такого сближения, обретая неслыханную глубину и силу воздействия.
Особенность философской мысли Пастернака, или, точнее, способа ее выражения, – то, что она нигде не дана явно, открыто. Поэзии вообще это не свойственно, но у Пастернака глубинный подтекст стиха зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Что ж, значит, такой читатель стихам не нужен. Человек, читающий Пастернака, должен сам пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет явно “конечный вывод мудрости земной”, ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных мысленных исканий, впрочем, рассыпая тут и там намеки, вехи для указания пути. А основная философская позиция поэта остается как бы “за кадром”.
Не претендуя на полноту и однозначную правильность истолкования, попытаемся описать основные принципы пастернаковского мировоззрения.
Основная философская проблема – проблема бытия. В каком-то смысле для Пастернака ее нет. У него мир существует – и все. Без всяких “почему” и “зачем”:
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.
Существование мира утверждается всей поэзией Пастернака. Сама она – неизменное выражение удивления и благоговения перед чудом жизни. Потому что жизнь во всех ее многообразных проявлениях есть непреходящее чудо, чья необыкновенность настолько велика, что способна исцелить любую боль:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Труд при этом выступает как цель бытия и его форма: герой говорит о блаженстве “занятий”, о том, что “праздность – проклятье”. Таков для Пастернака “конечный вывод мудрости земной”.
Философия Пастернака – оптимистическая и жизнелюбивая. В настоящем мире слишком много горя и несчастья, однако, именно им дана возможность вести нас к новым вершинам осознания бытия и служить своего рода освобождающим душу катарсисом. Невозможно сказать – “Мир прекрасен”, однако необходимо – “Мир существует, и это прекрасно”.
Поэт утверждает, что “чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд”. И данную тему закономерности в целом всего совершающегося в жизни Пастернак нередко применяет в собственной лирике, подтверждая то, что подлинные стихи появляются зачастую в один миг, внезапно, в этом-то и их правдивость, меткость и самобытная красота.
Следовательно, в поэзии Пастернака необходимо выделять одну из нескольких немаловажных проблем: проблему поэзии и драматической участи поэта в советской стране.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Сочинение рассуждение чем я люблю заниматься.
Ви зараз читаєте: Философская проблематика поэзии Б. Пастернака (1)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.