Философские мотивы лирики А. С. Пушкина

Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано “Пушкин – это наше все!”, был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о быстротечности жизни, о тайном смысле человеческого существования и о смерти.
Важнейшая особенность философских воззрений Пушкина заключается в том, что мысль о старости и о конце жизни тесно переплетается с мыслью о любви. В стихотворении “Старик” лирический герой вспоминает свою “весну”, когда он был “верным служителем” Амура, и мечтает родиться вновь, но лишь для того, чтобы стать еще более усердным слугою бога любви. Но ничто не вечно на земле: ни юность, ни любовь. “Печально младость улетит, и с ней увянут жизни розы” – пишет Александр Сергеевич в одной из своих элегий. Предчувствие “безвременной кончины” рано вторгается в лирику Пушкина. Но если в “Завещании друзьям” поэт заигрывает со смертью, желая умереть и “отлететь веселой тенью” “на тихий берег вод забвенья”, то уже в миниатюре 1817 г. читаем следующие строки:
Я мало жил и наслаждался мало…
Но иногда цветы веселья рвал –
Я жизни видел лишь начало…
Многоточия, которыми оканчиваются фразы, словно оборванная жизнь русского гения. Унынием и холодом объято стихотворение “Подражание”, где в первой же строфе говорится о смерти: “Я видел смерть; она сидела у тихого порога моего”.
Но постепенно юношеское восприятие конца жизни сменяется глубокими раздумьями поэта о смерти как о естественной закономерности, присущей всему живому. Медитативностью и хладнокровным пониманием простого закона Вселенной проникнуто стихотворение 1829 г. “Брожу ли я вдоль улиц шумных… ” Взирая на “уединенный дуб”, поэт осознает, что “патриарх лесов” переживет его “забвенный век”; а, лаская “милого младенца”, он уже думает о неотвратимости расставания и уступает ему “место” “цвести”. Бессмертной признается лишь красота “равнодушной природы”.
Но не только мотив смерти присущ философским размышлениям Пушкина, но и мотив жизни. Показательно в этом отношении стихотворение “Телега жизни”, где молодость, зрелость и старость человека рассматриваются поэтом как три возможности езды. “Утро” жизни – “и мы рады голову сломать” в быстрой скачке, в “полдень” жизни нас уже страшат “и косогоры, и овраги”, “под вечер” – мы привыкаем “и дремля едем до ночлега”. Символичность нарисованной Пушкиным картины дополняется еще и тем, что не ямщик, а само “время гонит наших лошадей”. Понять смысл этой недолгой, но завораживающей езды – вот основная задача поэта. “Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня?” – вопрошает Александр Сергеевич в “Стихах, сочиненных ночью во время бессонницы”. Ответ был найден лишь в 1836 г. Свое земное предназначение Пушкин видит в том, чтобы пробуждать “добрые чувства” в сердцах людей. Он верит, что пока “в подлунном мире жив будет хоть один пиит”, ему не умереть, ведь его душа навсегда останется в “заветной лире” и тем самым победит смерть. Поэт не ошибся: легкий и живой язык его поэзии позволяет современному читателю любить и ненавидеть, наслаждаться жизнью и философствовать о смерти, предаваться мечтам и пребывать в бесшабашной веселости – и все это именно так, как делал сам Пушкин. Поэт не погиб на дуэли: он уже 200 лет живет среди нас в своих гениальных рассказах, поэмах, сказках и стихах.

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...
Ви зараз читаєте: Философские мотивы лирики А. С. Пушкина