Государство и народ в романе “Петр Первый”
Чтобы понять тайну русского
Народа, его величие, нужно
Хорошо и глубоко узнать
Его прошлое.
А. Н. Толстой
В разгар революции 1917 года А. Н. Толстой обращается в своем творчестве к эпохе Петра. По собственному признанию писателя, он “решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью, азиатчиной”.
Открывается роман картиной всеобщего недовольства положением, существующим в государстве. Но точку в горестных рассуждениях ставит Ивашка
Все понимают, что наступило время перемен. Их жаждут и одновременно боятся, так как жизнь привычно движется по накатанной колее.
Старики рассказывали, что в старину жить было лучше: дешевле, сытнее, благообразнее. А сейчас в государстве назревает хаос. Правящая верхушка печется лишь о собственном благополучии, не видя всеобщего разорения и обнищания, находящаяся у власти царевна Софья, опираясь на своего фаворита Василия Голицына,
Молодой царь Петр стал выдающимся реформатором по мере осознания им неизбежности преобразований, необходимость которых уже назрела в обществе, во всех его слоях.
Только каждый решает свои проблемы сообразно возможностям. Бояре продолжают нещадно эксплуатировать крестьян, а бедняки, не видя никакой перспективы улучшения своей жизни, бегут в леса, на север, на Дон – подальше от своих господ и царя-антихриста. Так начинается правление Петра Первого. И нужно было обладать не только огромными организаторскими способностями, но скорее безрассудством молодости, чтобы взяться за дело в такой трудной, почти безвыходной ситуации.
Всеобщему хаосу и бездействию царь противопоставляет кипучую деятельность, он сам овладевает четырнадцатью профессиями: столяра, плотника, кузнеца, морехода,- и сплачивает вокруг себя лучших мастеров. Не всегда люди идут к царю добровольно. Они, как Овдоким, Федька Умойся Грязью или Алеша Голиков, предпочитают убегать в леса или скрываться по раскольничьим скитам, но Петр уже набрал силу, у него есть верные помощники, которые будут кого уговорами, как Голикова, кого плеткой и в кандалах, как Федьку Умойся Грязью, загонять в работу.
В романе нет идиллических страниц, где бы описывалось, как любимый народом царь беседует со своими подданными. Толстой рисует реальные и суровые картины драматического времени – становления русской государственности, когда Россия, отсталая и забитая в своей массе, разворачивалась лицом к Европе, пытаясь встать вровень с другими странами.
И не только внутреннее сопротивление преодолевал Петр. Благополучная Европа не хотела иметь в лице России конкурента ни в чем, поэтому старалась силой оружия загнать Русь назад – в дикость и неразбериху. Но Петр, опираясь на соратников и сторонников, уже сумел повернуть огромное государство на новые рельсы, и этот процесс не остановить ни туркам, ни шведам, ни кому бы то ни было еще.
Суровые картины русской истории нарисовал А. Толстой в своем романе “Петр Первый”. Но, как подчеркивали современники, не мраком и холодом веет от жестокой и грозной Петровской эпохи, а предвосхищением новых дней и периодом расцвета, что в общем-то и доказала дальнейшая русская история. В жизни любого государства бывают подъемы и падения, главное, во что я верю, так это в то, что Россия, не пропавшая в древности, не погибнет и сейчас. У нее великая история и прекрасное будущее. Но для этого нужна сплоченность всего общества и напряженная работа.
Як розуміє щястя григорій сковорода.