Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Исторические песни как жанр устного народного творчества (1 вариант)
Исторические песни как жанр устного народного творчества (1 вариант)
Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание.
Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя длительное испытание временем.
Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из поколения в поколение без значительных изменений, они на протяжении многих веков сохраняли сюжеты и героев, формы и выразительные средства.
Так, с глубокой скорбью отнеслись люди к казни бунтовщика Емельяна Пугачева, заступника угнетенных крестьян, “родного батюшки”:
Емельян ты наш, родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
… Как остались мы, сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать…
Не менее значимыми были для народа
Что возговорит Стенька Разин: “Ой ты гой еси, воевода,
Пушкарей ты не турбачь же, свово пороху не трать же,
Меня пушечка не возьмет, меня ядрышко не убьет”.
Уважение и восхищение, искреннюю любовь народа можно почувствовать в строках, посвященных казакам, – “людям вольным”, которых не может устрашить ни “грозен царь Иван сын Васильевич”, ни “рать великая – в сорок тысячей”.
Исторические песни позволяют не только лучше узнать историю нашего народа. Они стали драгоценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (2 вариант) С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются – люди продолжают их петь. Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. В старинных исторических песнях рассказывается о героической […]...
- Место и роль устного народного творчества в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим новым словом, сумел в неповторимых образах и звуках выразить высокие патриотические идеалы своего времени. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь русского народа во всей полноте и многообразии. В своей поэме […]...
- Мотивы народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Мотив – это смысловой элемент, повторяющийся в пределах ряда произведений. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов очень многое взял из народного творчества, но и многое привнес в него. Фольклор в поэме […]...
- Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (1 вариант) Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества. Понятие “народная песня” появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова […]...
- Сила творчества В. Высоцкого После знакомства с современными поэтами, я хотел бы остановиться на творчестве замечательного поэтабарда В. Высоцкого. “Всего только один единственный урок, на котором слышались стихи и песни, записанные на грампластинках, в его собственном исполнении, на котором поведали нам о его жизни и творчестве, и немного работы дома. А столько необходимого и увлекательного я познал, постигнул. Все […]...
- Способы изображения характеров в “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт и писатель. В его произведениях всегда присутствует русский дух, он показывает русского человека в развитии. Имя князя Олега, которому посвящена “Песнь… “, запечатлено в истории с давних времен. О нем сложено немало песен, легенд и преданий. Он был мудрым, талантливым, бесстрашным и находчивым военачальником. Пушкин любил и знал […]...
- Основная идея “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. В “Песни о вещем Олеге” между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, […]...
- Романтический пафос “Песни о соколе” “Безумству храбрых поем мы. славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” М. Горький Рассказ Максима Горького “Песня о Соколе” написан по великим канонам романтизма. Темное и сырое ущелье, вполне романтический пейзаж, неизвестно где и когда происходит действие. Отважный Сокол тоскует по небу, куда ему уже никогда не подняться. Он умирает отважным бойцом, мечтающим о новой […]...
- Социально-исторические корни драмы Чацкого В моей комедии 25 глупцов на Одного здравомыслящего человека… А. С. Грибоедов В комедии “Горе от ума” отражен основной социально-исторический конфликт – борьба двух мировоззрений, двух идеологий, двух поколений. Это борьба нового – зарождающегося и развивающегося со старым – отживающим и тормозящим движение вперед. Это острее всего выражается в столкновении между молодыми представителями новой жизни […]...
- Исторические проблемы в современной литературе (По роману А. Рыбакова “Тридцать пятый и другие годы”) Вижу колонны замерших внуков, гроб на лафете, лошади круп. Ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб… И. Бродский Исторические проблемы всегда будут волновать писателей, потому что человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается своих корней, превращается в […]...
- Песни А. Галича как исторический источник Источником информации о прошлом может быть практически все: и осколок кувшина, и обглоданная кость, и надпись, высеченная на камне. Хранят в себе память о минувшем и песни. Важна и тема, на которую они написаны, и образы, созданные поэтом, и сам его язык. Тому, кого интересует недавнее прошлое нашей страны, очень много могут рассказать песни Александра […]...
- Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (2 вариант) Народные лирические песни – одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, […]...
- “Земли родной минувшая судьба”. (Исторические произведения А. С. Пушкина) “Земли родной минувшая судьба” не могла не волновать Александра Сергеевича Пушкина. Об этом говорят созданные им произведения. Одно из первых таких произведений – “Песнь о вещем Олеге”, написана в 1822 году, в ней дается поэтическая версия автора о кончине великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности, над […]...
- Обзор творчества Алексей Николаевич Толстой вошел в историю русской литературы задолго до революции. Еще до 1917 года он создал немало ярких реалистических произведений о жизни русского дворянства и интеллигенция эпохи империализма. Его первые пьесы – это “комедии нравов”, отражающие жизнь узкого круга людей. Они наполнены радостным мироощущением автора, все имеют “счастливый конец”. Но истинный талант писателя раскрылся […]...
- Исторические судьбы России в поэме А. С. Пушкина “Медный всадник” Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. Одно из его многочисленных произведений – поэма “Медный всадник”, в котором автор говорит о проблемах, волновавших его во время создания произведения, в 1833 году, например, о взаимоотношениях государства, власти и личности, о несовместимости подчас их интересов. Но “Медный всадник” – поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь […]...
- Значение творчества А. С. Пушкина Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший евоим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны – дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: […]...
- “Импровизатор любовной песни” или “безбожники мерзавец”? Ушла в прошлое эпоха мрачного средневековья с ее суровым аскетизмом и воинствующей религиозностью. Обычаи и предрассудки средневековья еще живы, но духовный облик людей, психологический климат общества коренным образом меняется. В наиболее передовых представителях своего времени, освободившихся от строгих религиозных запретов, проснулись вольные страсти. Они радостно принимают жизнь, безоглядно предаются наслаждениям, абсолютно раскрепощаются морально. Правда, индивидуалистическое […]...
- Художественное своеобразие и историко-философская проблематика “Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Поэма 1837 пуда “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” в контексте всего творчества поэта воспринимается как своеобразный итог работы Лермонтова над русским фольклором. Интерес к фольклору характерен для 30-х годов прошлого века. глубокий кризис переживала страна Находясь “на перепутье”, которое мрачные умы эпохи склонны были считать тупиком, русское общество пыталось […]...
- Жанр послания в лирике Пушкина Всякая литература имеет своего адресата – это ее читатель, и поэтому в принципе каждое произведение можно условно назвать посланием. Но также существует отдельный жанр послания. В большой школьной энциклопедии литературы приводится такое определение этого жанра: “Литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам”. Главный признак, по которому можно узнать послание, это обращение […]...
- Образ народного заступника в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Природа-мать! когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни… Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. И не только потому, что перед нами энциклопедический охват русской действительности, показ представителей почти всех сословий общества, типичных […]...
- Художественная летопись времени (Обзор творчества) … Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки”, суровые и вольнолюбивые […]...
- Динамика творчества И. С. Тургенева Оценивая на склоне лет произведения своей литературной молодости, Тургенев отнесся к ним очень сурово. “Я чувствую, – писал он С. А. Венгерову в 1874 году, – положительную, чуть не физическую антипатию к моим стихотворениям, и не только не имею ни одного экземпляра моих поэм, но дорого бы дал, чтоб их вообще не существовало на свете”. […]...
- Краткое содержание Песни о богах – Эдда Старшая Старшая Эдда (Eddadigte) вторая половина XIII в. – Сборник древнеисландских песен Песни о богах Песнь о Хюмире Раз боги с охоты возвращаются с добычей и пир затевают, и котла не хватает им. И вот бог Тюр по дружбе Тору, Одина сыну, совет дает добрый: “Живет на востоке… Хюмир премудрый” и хранит он “котлище великий, с […]...
- Этапы жизни и творчества И. А. Бунина “Русским классиком рубежа двух столетий” назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист видел и неминуемое разрушение, и запустение “дворянских гнезд”, наступление буржуазных отношений, проникавших в деревню, правдиво показал темноту и косность старой деревни, создал много своеобразных, запоминающихся характеров русских крестьян. Проникновенно художник пишет и […]...
- Изображение народа и народного полководца Кутузова Роман “Война и мир” представляет своеобразную концепцию истории Толстого. В частности, Толстой пересмотрел традиционные взгляды на степень участие всяких людей в ходе истории и на влияние народных масс на нее. Многие – как историки, так и литературные критики – считали, что писатель неверно изобразил войну (т. к. именно война занимает большую часть произведения), лишил ее […]...
- Дума – жанр Дума – жанр (вид) суто українського речитативного народного героїчного ліро-епосу, який виконували мандрівні співці-музики: кобзарі, бандуристи, лірники в Центральній і Лівобережній Україні. Обсягом д. більша від історичних баладних пісень, з якими, як і з давнім дружинним епосом (“Слово про Ігорів похід”, старовинні колядки, билини), мас генетичний зв’язок. У структурі д. є більш чи менш виражені […]...
- Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – вершина творчества Н. А. Некрасова Важен в поэме стиль, отвечающий теме. Н. А. Некрасов Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину после реформенной России, те перемены, […]...
- Характеристика творчества Андрей Платонович Платонов – писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, подоплеку и перспективу […]...
- Единство жизни и творчества в поэзии Б. Пастернака Когда строку диктует чувство, Она на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба. Б. Пастернак Когда мне приходит в голову это звонкое необычное имя – Пастернак, я почему-то сразу вспоминаю не “Зимнюю ночь” – таинственную песню-заклинание, не переводы сонетов Шекспира, не отдельные стихотворения, а целую тему его поэзии. Однажды я […]...
- Проблематика произведений писателей-“деревенщиков” (на примере творчества Ф. А. Абрамова) Тема деревни никогда не была безразличной русским писателям. Со времен А. Н. Радищева и А. С. Пушкина она была для них источником вдохновения и раздумий, надежд и страданий. Крестьянин, его духовная жизнь, его быт и заботы широко представлены в произведениях классиков русской литературы: И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, И. […]...
- Приемы изображения народного характера в рассказе “Левша” Рассказ “Левша” был написан в 1881 г., но замысел подобного произведения, как установлено, возник уже около 1878 г. Считается, что Лесков однажды услышал шутку о том, как “аглицкие” инженеры сделали из стали блоху, а тульские мастера ее подковали и отослали обратно; этот анекдотический сюжет и лег в основу будущего произведения. Как известно, рассказ претерпел несколько […]...
- Гражданский пафос творчества Гоголя Высокая гражданственность творчества великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разоблачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием говорит Гоголь о бесчеловечном вельможе из “Повести о капитане Копейкине” (“Мертвые души”). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о […]...
- Своеобразие творчества Н. Гумилева Термин “акмеизм” и имя Н. Гумилева неразрывно связаны. Он оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления. Появление акмеистов было своеобразным протестом против “обесценивания” слова. “Роза” перестала быть символом Богоматери, Вечной Женственности, стала абсолютно земным цветком. “Бытие”, “вечность”, “София” – эти слова уходили из поэтического лексикона. Вот описание жирафа из стихотворения […]...
- Историческая правда и вымысел в “Песни о вещем Олеге” А. С. Пушкина Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. Поэт заставляет забыть все мелочи и заботы жизни, пробуждает в человеке все лучшее, глубокое и настоящее. Он является автором особого восприятия мира, поэтому до конца постичь суть его мыслей и чувств невозможно. В творчестве Пушкина с исключительной яркостью и полнотой выступают лучшие черты русского […]...
- Жанр и композиция “Героя нашего времени” Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 годы. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет. Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного […]...
- Почему басни И. А. Крылова не теряют своей актуальности (2 вариант) Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера – басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой […]...
- “Сороковые роковые… ” (обзор творчества) Тех, которые, мало заботясь о славе. Были первыми в каждом бою. Знали мы… Ю. Друнина “Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира”, – писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем молодым и достойно прошел ее […]...
- Поэт и герой (о последнем периоде творчества Гумилева) Книги замечательного русского поэта Николая Гумилева не переиздавались у нас на родине с начала двадцатых и до конца восьмидесятых годов. Они были большой редкостью. Сегодня же стихи этого поэта как бы возвращаются из небытия на свое место в нашей многообразной культуре, становятся общенациональным достоянием нашей литературы. Поэзия Гумилева не устарела, однотомники поэта мгновенно исчезают с […]...
- Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова Имя Андрея Платонова (Андрея Платоновича Климентова) – это не просто имя одного из самых ярких писателей XX века. Это имя настоящего русского человека, вышедшего из народа и как никто другой понимавшего мельчайшие подробности души народа. В его произведениях часто сочетаются мечта и дело, утопия и реальность, “вечные” вопросы и попытки их немедленного практического решения. И […]...
- Сочинение на тему: Тезисы для устного выступления на тему: “Является ли труд потребностью?” Труд – не только источник существования, но и процесс удовлетворения внутренней потребности каждой личности в свободном и всестороннем развитии. Преобразуя внешнюю среду, человек вместе с тем преобразует и свою собственную сущность. Труд – форма служения человека обществу, форма выявления индивидуальности, условие совершенствования и реализации человеческих способностей. Интересная работа, даже связанная с трудностями, является необходимым компонентом […]...
Комічне та серйозне в романі дон кіхот.