Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” (2)
Эпиграф пьесы “На зеркало неча пенять, коли рожа крива” значит, что автор представляет зрителю зеркальное отражение действительности, и не его вина, что эта действительность столь искривлена, абсурдна.
Искривленность подчеркнута афишкой к пьесе: множество “двойных” имен с некоторым искажением при повторном использовании слова – Антон Антонович, Лука Лукич, Бобчинский и Добчинский, Хлопов и Пошлепкина, Хлестаков.
Идея и тема пьесы символически выражена во сне городничего, которому приснились две черные крысы, которые
Чиновники как-то совершенно откровенно беседуют о своем казнокрадстве, взятках, игнорировании служебных обязанностей. Их откровенность идет от перевернутой с ног на голову нравственности. В Библии говорится о греховности человека, а они делают вывод, что человеческие грехи угодны Богу. Городничий напускается на просветительское понимание о изначально прекрасной человеческой природе и говорит судье, которого в этом абсурдном мире считают вольнодумцем и вольтерианцем, что это, мол, они, вольтерианцы, зря говорят о безгрешности человека и этим гневят Бога. Здесь все братья и сестры во грехе, поэтому и скрывать-то нечего.
Этот мир абсурден, и в комедии это подчеркнуто такими, например, образами: мамка в детстве уронила, и от человека всю жизнь водкой пахнет.
Здесь все материально, нет ничего интересного, поэтому чиновникам хочется вырваться из него в мир истинный, настоящий. Им кажется, что Хлестаков и есть представитель этого настоящего мира, они и не предполагают, что чиновник из Санкт-Петербурга живет в той же скучной и душной действительности.
Белинский считал, что целью Гоголя в “Ревизоре” было обличение уездного чиновничества, а образ Хлестакова только сюжетообразующий. Гоголь же многократно повторял, что Хлестаков – главное действующее лицо, был недоволен, как его играли и порывался сыграть сам. Белинский признал правоту Гоголя в конце жизни в частном письме.
Твір роздум на тему що таке дружба.
« Епіфора