Краткое содержание Светлана – Жуковский Василий Андреевич

Жуковский В. А. – Светлана
(Баллада, 1808-1811)
Светлана? героиня баллады, написанной, как и другая баллада Жуковского, LЛюдмила, на тему Lобразцовой баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера LЛенора, ? возвращение жениха-мертвеца за своей невестой и их путь к гробу. LСветлана? попытка создания идеального национального характера, Lрусской души, какой ее видел и понимал поэт. Отличительные черты этого характера-души? чистота, кротость, покорность Провидению, верность, нежность и светлая грусть. Для изображения своей героини поэт использовал фольклорные

краски, стилизуя ее? в сентиментальном ключе? под девушку из народной песни или сказки.
Грустная С. гадает в крещенский вечерок у зеркала о своем милом. Появляется ее жених и говорит ей, что небеса укротились, ропот ее услышан. Он зовет ее за собой, сажает в сани, и они едут по снежной степи. С. видит Божий храм, в котором кого-то отпевают. Наконец сани подъезжают к хижине. Кони и жених исчезают. Героиня, перекрестившись, входит в дом и видит гроб. Из него встает мертвец и тянет к ней руки. Но С. спасает чудесный голубок, закрывающий ее крыльями от страшного призрака. В последнем героиня узнает своего милого
и? пробуждается. В финале появляется живой и невредимый жених. Герои соединяются и играют свадьбу.
Образы и сюжет LЛюдмилы (LЛеноры ) переосмысляются в LСветлане : явление мертвеца невесте оказывается страшным сном-обманом (жених не умирал, привидевшийся во сне призрак, очевидно, демон-соблазнитель, от которого героиню оберегает евангельский голубок), снимается важный мотив вины героини (для появления страшного жениха С. не давала никакого повода); балладная смерть героев оборачивается их счастливым соединением.
Грустная С. в отличие от отчаявшейся Людмилы не ропщет на судьбу, не зовет на суд Творца, но молит Lангела-утешителя утолить ее печаль, она набожна и безгрешна. Поэтому темные силы не властны погубить ее чистую душу. Неумолимый рок уступает место благому Провидению.
Герои Lстрашных баллад Жуковского? всегда Lстрадальческая сторона, они не имеют никаких шансов на спасение, все, что должно произойти, произойдет: казнь свершится, предсказание сбудется. Такие герои? жертвы своего греха или сверхъестественного дара. В LСветлане все наоборот: героиня невинна, Lвещий сон не сбывается, что совершенно исключительно как для балладного жанра, так и для фольклорного, святочного, истолкования сна; стихотворение заканчивается свадьбой героев. Балладная логика разрушается, счастливый, сказочный финал опровергает традиционную схему. С. ? небалладная героиня, помещенная волею автора в чуждый ее природе жанровый мир: традиционные для баллады ужасы? лишь испытание ее веры. Ее светлая душа оказывается сильнее ночного мрака, вера и любовь вознаграждаются. Само имя героини имеет несвойственную жанру этимологию: оно задает в стихотворении тему света, противостоящего балладной тьме и побеждающего ее. (Не случайно баллада LСветлана заканчивается ранним утром, в то время как действие LЛюдмилы? и LЛеноры? не выходит за пределы ночи.)
С. ? один из важнейших для Жуковского поэтических образов, связывающий воедино его судьбу и творчество. Жуковский посвятил эту балладу Александре Андреевне Протасовой (в замужестве Воейковой), которую называл Lсвоею музою, вдохновлявшей его на поэтическое настроение. Имя Светлана стало литературным именем этой женщины? адресата многих стихотворных посланий как Жуковского, так и Н. М. Языкова, , И – И. Козлова. Этим же именем называли в литературном обществе LАрзамас самого поэта. Спустя годы его друг П. А. Вяземский вспоминал слова поэта о том, что полученное им при арзамасском Lкрещении имя оказалось пророческим: Жуковский был LСветланой не только именем, но и душою. Имя С. стало для Жуковского и его друзей символическим обозначением особого миросозерцания и мироощущения, Lсветлой веры, призванной осветить своим присутствием мрачную существенность жизни; оно оказалось своего рода чудесным талисманом, защищающим от злых сил.
А. С. Пушкин использовал Lмолчаливый и грустный образ С. для характеристики своей героини Татьяны (LЕвгений Онегин, гл. 3, строфа V). Образ С. имеет бесчисленное число литературных отголосков: он стал одним из центральных образов русского литературного пантеона героев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



О земле втрачена явися скорочено.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Светлана – Жуковский Василий Андреевич
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.