“Кто знает, коль велик творец… ” (по творчеству М. Ломоносова)

Изменения, происшедшие в начале XVIII в. в общественной жизни России и в сознании русских людей, требовали коренных нововведений и в литературе. Наиболее ярко и последовательно они выразились в деятельности ученого и поэта Михаила Васильевича Ломоносова, судьба и творчество которого являются замечательным примером беззаветного служения своей родине.
Родился Ломоносов в 1711 году в деревне, расположенной на одном из островов Северной Двины, близ города Холмогоры, в семье крестьянина-помора. Его детство и юность протекали среди величественной

северной природы, и многие наблюдения тех лет он использовал впоследствии в своих научных трудах. С десятилетнего возраста Ломоносов испытал все трудности морского промысла, которым занимался его отец, и они укрепили его отвагу, выносливость, находчивость.
На формирование взглядов и личности Ломоносова оказало сильное влияние своеобразное положение русского Севера, где отсутствовало крепостное право, были широко развиты промыслы и ремесла, распространено устное народное творчество. Но было бы ошибкой говорить о том, что Ломоносова целиком создала “областная культура” Севера. Его создал, по
словам А. Морозова, “исторический опыт и гений всего русского народа”.
Грамоте Ломоносова обучили крестьянин Иван Шубной (отец известного впоследствии скульптора Ивана Шубина) и дьячок Семен Сабельников. Они и пробудили в его душе неуемную жажду знаний, любовь к книгам. Ломоносов много читал (позже он называл “вратами своей учености” “Грамматику” Мелетия Смотрицкого, “Арифметику, сиречь науку числительную” Леонтия Магницкого и “Рифмованную псалтырь” Симеона Полоцкого) и успешно учился. Однако крестьянское происхождение не позволило ему вовремя продолжить обучение. Тем не менее, поступив в конце 1730 года в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов очень быстро освоил все науки. Именно в эти годы начало формироваться и его научное и философское мировоззрение.
В конце 1735 года Ломоносов в числе двадцати “в науках достойных” учеников “Спасских школ” был направлен в Петербургскую Академию наук, а всего через год стал студентом университета немецкого города Марбурга. Во время учебы в Германии Ломоносов проводил самостоятельные исследования: “О превращении твердого тела в жидкое… “, “Физическая диссертация о различии смешанных тел… “, а также с интересом штудировал руководства по стихосложению и пробовал себя в стихотворстве. Уже в 1739 году он прислал в Академию наук “Оду на взятие Хотина” вместе с “Письмом о правилах российского стихотворства”, завершив тем самым реформирование русского стихосложения.
Далее научная подготовка Ломоносова продолжилась в Фрейберге, где он обучался горному делу и математике.
В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербургскую Академию наук, и с этого времени началась зрелая пора его разносторонней творческой деятельности.
Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец Ломоносов стал автором замечательных открытий, создателем фундаментальных и оригинальных научных трудов. Сформулировав в 1748 году материалистический закон о сохранении вещества при химических превращениях, Ломоносов зарекомендовал себя как основоположник русской химической науки. Он разрабатывал проблемы физической химии – совершенно новой в то время области знания; впервые ввел в практику химического исследования микроскоп, заявил себя сторонником атомно-молекулярного строения материи.
Ломоносов-экспериментатор вел наблюдения над атмосферным электричеством, которые в 1753 году обобщил в “Слове о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих”. Он первым указал на электрическую природу северных сияний, изобрел громоотвод. Вел астрономические наблюдения собственноручно сконструированным микроскопом.
Огромный вклад внес Ломоносов и в развитие русской исторической науки. Он глубоко изучил источники, подтверждающие давность славянского мира, и искренне гордился своим народом, преодолевшим множество бед и лишений.
Как гениальный ученый-просветитель Ломоносов не желал служить “чистой науке” и много сделал для развития образования в России. Его усилиями был открыт Московский университет и две гимназии, одна – для дворян, другая – для разночинцев. Им были возрождены гимназия и университет при Академии наук, где на руководящие посты он выдвигал талантливых отечественных ученых.
Невозможно переоценить также роль Ломоносова-поэта в развитии русской литературы и русского языка, не случайно В. Г. Белинский называл его Петром Великим русской литературы. Ломоносов вступил в литературу в тот момент, когда русская письменность, связанная с церковнославянским языком, с устоявшейся системой жанров, уходила в прошлое, а на смену ей шла новая светская культура, и открыл безграничные возможности для дальнейшего развития литературоведения и языкознания в России. В 1748 году вышла в свет “Риторика”, в которой были собраны правила и многочисленные образцы ораторского и поэтического искусства, а 1755 году Ломоносов закончил “Российскую грамматику”, которая была рассчитана на широкие демократические круги, отличалась доступностью и четкостью изложения, а также включала богатый лексический материал.
Все филологические работы Ломоносова были направлены на решение основной задачи – мобилизации, “концентрации” всех “живых национальных сил русского языка”. Итоговым произведением в филологическом цикле Ломоносова явился его трактат “Предисловие о пользе книг церковных в российском языке”, в котором он изложил свои идей о разделении всех слов литературного языка на “три штиля”, каждый их которых связал с определенным жанром.
Цикл стихотворений, написанный Ломоносовым, интересен не только образцовыми переводами од Анакреонта, но и тем, что в нем нашло отражение его собственное поэтическое кредо. Смысл жизни поэт видит в служении общественному благу, а в поэзии его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста.
В историю русской литературы Ломоносов вошел как выдающийся поэтодописец. Его “Ода на взятие Хотина”, написанная в 1739 году после блестящей победы русских войск, стала важным рубежом в истории литературы. Она написана четырехстопным ямбом – размер, которым будут написаны большинство од XVIII и начала XIX века, и который станет любимым размером Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина и других выдающихся поэтов XIX-XX веков. Свои похвальные оды Ломоносов писал в связи с ежегодно отмечавшимся днем восшествия на престол того или иного монарха (Анны Иоанновны, Иоанна Антоновича, Елизаветы Петровны, Петра III и Екатерины II), но значение и содержание этих од намного шире и важнее их официально-придворной роли. В каждой из них поэт живо откликался на различные факты современной ему политической жизни и развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского государства. Ломоносов проявил себя также в области духовной оды – стихотворного переложения библейских текстов с лирическим содержанием.
Свои обширные научные познания в области науки Ломоносов также сделал предметом поэзии. “Научные” стихи он посвящал явлениям природы, прежде всего космической теме. Кроме того, в этих стихотворениях нашла отражение связь научных интересов Ломоносова с его практической деятельностью. Одним из свидетельств такого единства может служить знаменитое “Письмо о пользе стекла”, в котором поэт также стремился убедить представителей власти в важности просвещения и науки.
Ломоносов дал также образец русской классической эпической поэмы (две песни незаконченной поэмы “Петр Великий”), к которому неоднократно будут обращаться многие поэты не только в XVIII, но и в XIX веке. Обращался Ломоносов и к драматургии (трагедия “Тамира и Селим”, в которой нашла отражение национальная русская история, и трагедия “Демофон”, созданная на материале древнегреческой жизни), так как в то время на петербургской сцене полностью отсутствовали пьесы, написанные русскими авторами, и он хотел восполнить этот пробел.
Умер М. В. Ломоносов 4 апреля 1765 года в расцвете творческих сил. Он внес большой вклад в развитие науки и сыграл исключительно важную роль в истории русской национальной литературы. Большую воспитательную роль его жизни и личности отмечтил известный критик В. Г. Белинский: “Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Творчість альбера камю.
Ви зараз читаєте: “Кто знает, коль велик творец… ” (по творчеству М. Ломоносова)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.