Лирический герой Есенина (2)

Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
Воедино слит с природой лирический герой Есенина, лишь в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого, лишь в ней он черпает свои силы. Природа у Есенина полна мифологических символов и языческих, и христианских. Но все персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
“В стихах моих, – писал Есенин в 1924 году, – читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…

” Таким неподражаемым “лирическим чувствованием” проникнуто все творчество поэта.
Задумайтесь над тем, как же рождается поэт, что становится толчком, пробуждающим в его сознании творческие мысли? Каждый вправе думать по-своему. Для кого-то источником творчества может стать радостное удивление перед открытием нового, неизведанного мира или чувство сострадания горестям людским, а может, наконец, все начаться с души, распахнутой навстречу всем “впечатлениям бытия”, и стремление не просто донести до читателя чувство радости, а передать, заразить его ощущением полноты и красоты жизни. Кто знает?!
Но без умиления видеть мир по-своему, без способности сопереживания, сочувствия, человечности и милосердия ко всему живому, без впечатлительности и искренности нет поэта.
Именно так начинался и Сергей Есенин, поднявшийся из глубин народной жизни. Чувство большой любви связало его с родной рязанской землей, не только ставшей колыбелью, но и подарившей мир поэтических образов. И вешние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога – все это составило тот многоцветный многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт.
В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а “дерево жизни”. Об этом поэт пишет в статье “Ключи Марии”. Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. “Я” героя растворяется в природе, сливается с ней.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив – мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.
Идет возлюбленная мати
С пречистым ликом на руках.
“Письмо к матери” – это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата – это образ деревни, конек на крыше “есть знак устремления”. Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.
Есенинские цвета – это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника (“Пахнет яблоком и медом… “). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.
Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: “Пригорюнились девушки-ели”, “плачет метель, как цыганская скрипка”, черемуха “спит в белой накидке”… Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Неслучайно им сказано: “Я последний поэт деревни… ”
Близкий Есенину мир деревни уходил. И сам поэт все чаще задумывался о смерти. Особенно ярко эти мысли звучат в стихотворении “Отговорила роща золотая… “. Его автор был готов уже уйти из жизни, он осознавал невозвратимость прожитых лет. Лирический герой, проходящий через свой жизненный путь, сопоставляется в этом стихотворении и с рощей, и с журавлями, а его молодая душа – с “сиреневой цветью”. Здесь снова возникает мотив связи человека с космосом:
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Краткий период относительной гармонии во время южной поездки заканчивается. Возвращается ощущение одиночества и своей ненужности в новой России. В “Руси советской” лирический герой восклицает: “… В своей стране я словно иностранец”. Ему близка только природа, которая, как и поэт, не приемлет новшеств: “клены морщатся” в рассказе красноармейца. Здесь вновь проявляется раздвоенность лирического героя, который готов отдать “всю душу октябрю и маю” за свободу творчества (“… лиры милой не отдам”). Это продолжение по-новому выраженной борьбы со своим вторым “я”, закончившейся победой лирического героя над темной стороной души в поэме “Черный человек” 1925 года.
Есенин предпринимал попытку принять новую систему ценностей. Он провозглашает “хвалу и славу рулевому” в стихотворении “Письмо к женщине”, возможно, имея в виду Ленина. “Через каменное и стальное” в произведении “Неуютная жидкая лунность… ” видит лирический герой “мощь… родной стороны”. В “Сорокоусте” он пытается примириться с победой паровоза над жеребенком”, однако замечает: “Может, в новую жизнь не гожусь… ” Устами лирического героя в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая… ” автор ясно дает нам понять, что он остался поэтом “золотой бревенчатой избы”.
Лирический герой разумом своим понимает, как нужно России обновление, но внутренне не может примириться с переменами. Как бы раздваивается и разрушается “я” героя. “Конь стальной победил коня живого”. Трагедия героя – трагедия дисгармонии с миром.
Путь самого автора – это во многом путь его лирического героя. Строки есенинских дневников очень часто совпадают с его поэтическими строками. Мы чувствуем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века, так как мир поэта и его лирического героя слиты воедино.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Твір на тему мій друг 4 клас.
Ви зараз читаєте: Лирический герой Есенина (2)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.