Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Любовь в русской литературе (по повести “Олеся”)
Любовь в русской литературе (по повести “Олеся”)
Александр Иванович Куприн – замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь – это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой. Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя. Люди гармоничные, живущие в ладу с собой и природой, являются идеалом писателя, именно такую героиню он выводит в повести “Олеся”.
Простая полесская девушка
А вот столкновение с миром людей несет Олесе, похоже, одни невзгоды и переживания. Местные крестьяне считают Олесю и ее бабку Мануйлиху колдуньями. Они готовы обвинить во всех бедах этих бедных женщин. Однажды людская злоба уже согнала их с насиженного места, и теперь у Олеси единственное желание, чтобы их оставили в покое:
– Как бы нас с бабкой вовсе в покое оставили, так лучше было бы, а то…
Но жестокий мир людей не знает пощады. Олеся по-своему умна и прозорлива. Она прекрасно знает, что несет ей встреча с городским жителем, “панычем Иваном”. Любовь – прекрасное и возвышенное чувство – оборачивается гибелью для этой “дочери природы”. Она не вписывается в окружающий мир злобы и зависти, корысти и лицемерия.
Необычность героини, ее красота и независимость внушают окружающим людям ненависть, страх, злобу. Все свои несчастья и беды крестьяне готовы вымещать на Олесе и Мануйлихе. Их безотчетный страх перед “ведьмами”, коими они считают бедных женщин, подогревается безнаказанностью за расправу над ними. Приход Олеси в церковь – это не вызов селу, а желание примириться с окружающим миром людей, понять тех, среди которых живет ее возлюбленный. Ненависть толпы родила ответную. Олеся грозит селянам, избившим и оскорбившим ее: – Хорошо же!.. Вы еще у меня вспомните это! Вы еще все наплачетесь досыта!
Теперь примирения быть не может. Правота оказалась на стороне сильных. Олеся – хрупкий и прекрасный цветок, которому суждено погибнуть в этом жестоком мире.
В повести “Олеся” Куприн показал неизбежность столкновения и гибели естественного и хрупкого мира гармонии, когда он соприкасается с жестокой реальностью.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе (По рассказу А. И. Куприна “Олеся” ) В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Далеко не одним интересом и психологическим процессом рожден этот богатый мир. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Именно высшая, самой природой обусловленная степень ее влияния на личность позволяет художнику поставить это чувство рядом […]...
- Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”) Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” – моей любимой повести А. И. Куприна. “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, чистой любви, которая, на мой взгляд, должна быть в жизни каждого […]...
- Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна “Олеся” (образ Олеси) Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный герой обращает внимание на птиц, которых девушка приносит в дом. Она сама называет их “ручными”, хотя это обыкновенные дикие лесные […]...
- “Чистый свет высокой нравственной идеи” в русской литературе (По рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет” ) Как известно, Александр Иванович Куприн – писатель был психолог. Свои наблюдения человеческого характера он перенес в литературу, чем обогатил и разнообразил ее. Читая его произведения, ощущаешь особенно тонкое, глубокое и чуткое осознание всего. Кажется, писатель знает то, о чем ты переживаешь, и старается помочь тебе, направляет на верный путь. Ведь тот мир, в котором мы […]...
- Образ женщины в современной русской литературе По рассказу Л. Петрушевской “Свой круг” Людмила Петрушевская среди современных писателей стоит особняком. Своими пьесами и рассказами она создала совершенно автономный, по своим законам существующий мир, часто страшный от бедственного и безнадежного положения внутри этого мира его жильцов. Как правило, Петрушевская пишет о женщинах. Вернее, так: пишет она и о мужчинах, и о детях, но всегда – с женской точки зрения. […]...
- Босяк – новый герой в русской литературе (По произведениям М. Горького) В конце XIX века в русской литературе появляется новый герой – босяк, человек, отвергнутый обществом, изгой, судьба которого никого не интересует. Такой герой изображается в реалистических рассказах М. Горького. Художник рисует образ босяка неоднозначно, он пытается выявить причину, по которой герой опустился на дно общества. Писателя интересует внутренний мир, чувства, переживания босяка, влияние социального положения […]...
- Изменения типа героя в русской литературе XIX века По произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева Проблема героя своего времени была одной из самых острых в литературе XIX века. Все крупные писатели, так или иначе, пытались определить, какого человека порождает время, кто является выразителем наиболее прогрессивных те – чений общественной мысли и что может противопоставить личность толпе. Разумеется, с течением времени меняется и представление о его герое. Русский романтизм противопоставлял безликой […]...
- Тема войны в русской литературе В истории России было множество различных войн, и всегда они неизбежно приносили беды, разруху, страдания, человеческие трагедии, независимо от того, были они объявлены или начаты подло исподтишка. Две непременные составляющие любой войны – это трагедия и слава. Одной из наиболее ярких в этом отношении войн была война с Наполеоном 1812 г. Ее наиболее колоритно и […]...
- “Чистый свет высокой нравственной идеи” в русской литературе Я попробую раскрыть эту тему на примере творчества М. Ю. Лермонтова. Во-первых, потому, что он близок мне как поэт, писатель, во-вторых, потому, что его произведения учат высокой нравственности, любви, добру. Какое бы произведение Лермонтова мы ни взяли, будь то проза, поэзия, в каждом мы найдем ученье тому, чего нам так не хватает в наше сложное […]...
- Первый “лишний человек” в русской литературе Характеристики, которые Пушкин дает главному герою своего романа Евгению Онегину свидетельствуют о том, что автор относится к нему с уважением. Он неоднократно сравнивает его с собой: Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Страстей игру мы знали оба, Томила жизнь обоих нас; В обоих […]...
- Коллективизация в русской литературе (по роману Б. Можаева “Мужики и бабы”) Литературоведение старается осмыслить происходящее, а в особенности во внутреннем, духовном мире людей, существующих в драматические эпохи. Как раз, поэтому подавляющее большинство писателей советского периода обращалось к проблеме коллективизации. “Мужики и бабы” – публицистический роман по своей жанровой природе, и автор не намеревается соперничать с М. Шолоховым по поводу воссоздания эпохи, а формулирует, с учетом опыта […]...
- А. П. Сумароков и его школа в русской литературе А. П. Сумароков вошел в историю русской литературы и как писатель, и как один из основных теоретиков русского классицизма. Он в свое время создал произведения, в которых наиболее полно и понятно были изложены принципы только-только зарождавшегося литературного направления – “О русском языке” и “О стихотворстве”. Помимо конкретно литературной деятельности, Сумароков занимался еще и общественной, что, […]...
- Антиутопия в русской литературе второй половины ХХ века Искусство выполняет работу памяти: оно Выбирает из потока времени наиболее яркое, Волнующее, значительное и запечатлевает Это в кристаллах книг. Л. Толстой С крушением двух мощных тоталитарных систем – фашизма и сталинизма жанр антиутопии в русской литературе получает новое направление в творчестве Ю. Даниэля (“Говорит Москва”, 1961), В. Аксенова (“Остров Крым”, 1977-1979), В. Войновича (“Москва 2042”, […]...
- “Мысль семейная” в русской литературе по роману “Белая гвардия” – Дружно… живите. М. Булгаков Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман “Белая гвардия” рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих: о войне и мире, о вражде человеческой […]...
- Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна “Олеся” В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений. Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, […]...
- “Лесная колдунья” Олеся в одноименной повести А. И. Куприна По жадности все захватить и на все откликнуться хотя бы мелочью, пустячком, по жадности “вжиться в жизнь”, вернее – еще раз пережить, вернуть невозвратное, побыть с людьми – этот художник не знает себе равных. Он постоянно стремится “заглянуть, что там внутри”, он испытывает наслаждение “подержать в руке живое, горячее человеческое сердце и испытать его биение”. […]...
- Что дало русской литературе творчество А. Н. Радищева? А. Н. Радищев был первым писателем в XVIII в., кто понял “существо социальных противоречий”, рассмотрел “дух самой истории, прежде всего народных движений” и перешел к “созданию концепции революционно развивающейся действительности”. В. Г. Базанов Радищев пять лет прожил в Лейпциге, будучи студентом университета, и уже тогда произошло первое его столкновение с олицетворением самовластья (в лице наставника […]...
- Образ Печорина – продолжение темы “лишние люди”в русской литературе Онегин скучает, Печорин глубоко страдает. В. Белинский Писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек разных эпох? Пушкин в романе “Евгений Онегин” запечатлел молодого человека 1820-х годов: умного, неудовлетворенного существующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Общество […]...
- Евангельские мотивы в русской литературе xx века (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) … так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. И. В. Гете. “Фауст” “Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина… “ Это начало. Это первые строки романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. И с первых слов […]...
- Герой-интеллигент в современной русской литературе По роману А. Битова “Улетающий Монахов” Сам Андрей Битов назвал свое произведение “роман-пунктир”. В романе прослеживается действительно пунктирно жизнь главного героя Алексея Монахова. А черточками пунктира служат его “романы”, то есть – любовные истории, или, скорее, одна повторяющаяся история, петляющая и блуждающая, вдруг заканчивающаяся смертью героини. Но нас интересуют черты героя, потомственного интеллигента, его путь, исследуемый автором, сначала – от института, […]...
- Г. Р. Державин и его школа в русской литературе Г. Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики (Ломоносов, Сумароков, Херасков и др.), но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г. Р. Державин. Еще будучи студентом Казанской […]...
- Проблемы нравственности в современной литературе (По повести В. Распутина “Живи и помни”) Верю я, придет пора – Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б. Пастернак Я выбрал для раскрытия темы писателя Валентина Распутина, потому что считаю его творчество наиболее значительным в смысле нравственных исканий. Сам автор – глубоко нравственный человек, о чем свидетельствует его активная общественная жизнь. Имя этого писателя можно встретить в ряду имен борцов […]...
- Психологический портрет в русской литературе (По роману Ф. М. Достоевского “Униженные и оскорбленные”) Лицом к лицу Лица не увидать. С. Есенин В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели. Федор Михайлович Достоевский, по-моему, исключение из этого правила. Он рисует не живописные, а психологические портреты своих героев. Лично мне увидеть лица героев Достоевского помог […]...
- Проблема экологии в современной литературе. По повести В. Г. Распутина “Прощание с Матерой” Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с […]...
- Тема деревни в современной литературе (По повести В. Белова “Привычное дело”) А все, что в душе и в судьбе наболело, – Привычное дело, привычное дело… А. Передреев Без деревни городу не прожить, общество это хорошо знает, и тем не менее деревня в России постоянно находится в более невыгодном с житейской точки зрения положении по сравнению с городом. Проблем много. Поэтому писатели-деревенщики пользуются в России особой популярностью […]...
- “Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире” (По повести А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) Молчать и гибнуть… Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Николай Ленау Александра Ивановича Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с не меньшим основанием можно назвать певцом возвышенной любви. Перелистывая страницы его произведений, читатель окунается в удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться […]...
- Бездны русской души в повести И. А. Бунина “Суходол” В повести “Суходол” И. А. Бунин рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную. Как писал позже сам Иван Алексеевич, “Суходол” относится к произведениям, “резко рисовавшим русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы”. Удивительно уже то, какими […]...
- Идеальный образ святого в русской литературе (на примере “Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца”) Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу. Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство […]...
- Любовь, способная на чудо (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) “Ночь перед Рождеством” Н. В. Гоголя – забавная и волшебная повесть. Однако помимо шуток и предпраздничных розыгрышей, фантазии и украинского фольклора, здесь творит чудеса настоящая любовь. Семнадцатилетняя Оксана, дочь богатого козака Чуба, на всю округу славится своей необыкновенной красотой. Однако эта девушка прекрасно знает себе цену. Она горда, кокетлива, немного капризна – в общем, обыкновенная […]...
- Любовь и ненависть в повести-феерии А. Грина “Алые паруса” Наверное, нет таких литературных произведений, которые не затрагивали бы тему любви. Повесть “Алые паруса” многое может рассказать нам о любви и ненависти, вере и неверии. Ассоль – главная героиня этой феерии – в своей жизни успела столкнуться и с тем, и с другим. Любовь и умение любить подарил ей отец – могучий моряк, мастер на […]...
- Тема русской деревни в повести В. Распутина “Прощание с Матерой” Целые поколения, преодолевая пласты времени, жили для того, чтобы ты появился на свет. Двое, а потом еще двое, и еще – именно те, единственные, – не разминулись во времени и пространстве, выжили друг для друга среди опасностей и болезней для того, чтобы на свет появился ты. “Что же должен чувствовать человек, ради которого жили поколения?..”, […]...
- Иван Флягин – правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”) Повесть “Очарованный странник” – одно из лучших произведений русского писателя XIX в. Н. С. Лескова. Лесков – мастер фольклорных образов – изобразил в повести замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя. Главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин – “очарованный странник”, путешествующий по Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по […]...
- “Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!” (по повести А. И. Куприна “Суламифь”) Повесть А. И. Куприна “Суламифь” интересна уже потому, что в основе ее сюжета лежит одна из библейских легенд, удивительно гуманная по характеру, пронзительная и вечная. Легенда эта корнями уходит в “Книгу Песней Соломона”, создание которой приписывают реальной исторической личности – древнееврейскому царю Соломону. “Песнь Песней” – самая поэтическая и вдохновенная, самая “земная” и “языческая” из […]...
- “Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих” (по повести В. Богомолова “Зося”) “Мне думается, что сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые, и прежде всего в отношениях между мужчиной и женщиной. Во имя этого и написана повесть “Зоя”, – признавался В. Богомолов. В. Богомолов из того поколения писателей, чье духовное формирование и взросление шло на войне. С героями своих произведений автор “Зоси” сдружился в огне боев, но […]...
- Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (1 вариант) Настоящее чувство помогает сохранить человеку честь и достоинство в любых жизненных ситуациях. Молодой Петр Гринев – главный герой повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” – испытывал теплые чувства к Маше, дочери капитана Миронова. “Круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”, как многие русские девушки, Маша привлекает к себе его внимание скромностью, женственностью, “неизъяснимой добротой”, чуткостью, приветливостью, цельностью, […]...
- Любовь помогает сохранить честь и достоинство (по повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) (2 вариант) Читая повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, мы становимся свидетелями того, как на фоне исторических событий зарождается верная и нежная любовь. Молодой офицер Петр Гринев, прибыв по распоряжению начальства в Белогорскую крепость, был очарован дочерью коменданта Машей Мироновой. Несмотря на отзывы Швабрина, пытавшегося очернить ее в глазах приезжего, он быстро понял, что Маша – “благоразумная […]...
- Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. (По повести Булгакова “Собачье сердце”) М. А Булгаков – великий русский сатирик, создавший в своих почти сказочных произведениях до чрезвычайности меткий и реалистический тип той действительности, которая появилась в послереволюционной России. Так, в романе “Дни Турбиных” и в ранних повествованиях мы узнаем человека, очутившегося в вихре революционных изменений, а в повести “Собачье сердце” уносимся в Москву 30-х годов, роман же […]...
- Моя любимая повесть А. И. Куприна “Олеся” Тема любви – основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию […]...
- Любовь в творчестве Куприна Одна из первостепенных тем в творчестве Куприна – любовь. Персонажи его творений, “озаренные” настоящим сильным чувством, глубже открываются. В произведениях этого замечательного писателя любовь, будто закономерность, бескорыстная и беззаветная. Разобрав немалое число его трудов, можно постигнуть, что у него она неизменно трагична и заранее осуждена на муки. Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, […]...
- Любовь – всегда трагедия… (по произведениям А. И. Куприна) С твоей любовью, с памятью о ней Всех королей на свете я сильней. У. Шекспир Долгая жизнь суждена произведениям замечательного писателя А. И. Куприна, повести и рассказы которого волнуют людей разных поколений. Какова же их неиссякаемая чарующая прелесть? Просто в них воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, призывают к красоте, добру, гуманности. Его повести […]...
Казка розповідь про улюблену рослину.