Маша Миронова в романе А. С. Пушкина “Капитанская дочка”
Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773-1774 гг., неслучайно носит название “Капитанская дочка”. Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем – рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.
Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных “старинных людей”, имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных
Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.
Первое впечатление от Марьи Ивановны – впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: “Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. Рассказчик замечает: “С первого взгляда она не очень мне понравилась”. В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой,
Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич. Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша – дочь коменданта. Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, “вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить”.
В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера. “Она непрестанно думает о средствах, как бы меня спасти”, – замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что “жена смотрителя тот час же с нею разговорилась”, объявила, что она “племянница придворного истопника”, свидетельствует о способности Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, “не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню”.
Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII “Сирота”:
Как у нашей яблоньки
Ни верхушки нет, ни отросточка;
Как у нашей княгинюшки
Ни отца нету, ни матери…
Тихая, робкая капитанская дочка преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.
Марья Ивановна – женский образ, с любовью созданный А. С. Пушкиным.
Віршований розмір гріє сонечео.