Обломов и обломовщина (3)
Обломов – не просто герой, а герой-тип, имя которого стало нарицательным. Добролюбов писал, что слово “обломовщина” “служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”; “мы находим в нем… знамение времени”.
О том, как формируется такой тип, лучше всего говорит “сон Обломова”. Обломовка – это та Россия, которая воспитывает Обломовых – в праздности, в оторванности от настоящей жизни (“Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись
Образ Обломовки создан с помощью множества деталей: это и троекратное потчевание, заставляющее вспомнить басню Крылова
Герой не способен чем бы то ни было заняться в жизни, поскольку обо всем имеет весьма отдаленные представления и не желает по-настоящему никакой деятельности. Книга “Путешествие в Африку” много лет открыта на одной и той же странице. Обломов не способен ни на активно доброе, ни на злое дело, сохраняя душевную невинность и созерцательность. А. В. Дружинин отмечает, что “чистота и простота ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке… часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих”.
Проекты подвигов на благо человечества – по-видимому, просто пища для его воображения; мечтательность – свойство его натуры, ведь он с детства привык жить вымышленными, сказочными, воображаемыми событиями. Обломов, в сущности, удовлетворен своим положением. Всякое стремление что-то активно изменить в жизни кажется ему суетой, в которой человек теряет себя, а он хочет сохранить свою личную независимость и свободу. (Вспомните эпизоды, в которых происходят споры Обломова на эту тему с разными персонажами.) Он не изменяет себе и в конце романа становится в наибольшей степени самим собой, поскольку жизнь предоставляет ему такую возможность. Гибель Обломова в конце – символична, это гибель старого мира, “обломовщины”. Обломов – герой уходящего времени, поэтому его имя становится нарицательным.
Как изображение Обломовки можно считать одновременно и сатирическим и ностальгическим, так и в отношении к главному герою автор и читатель испытывают смешанные чувства, о чем написал А. В. Дружинин:
“Над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, – о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением”.
Роман марія скорочино про тоталітарну радянську систему.