Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Образ “маленького человека” (По повести “Шинель”)
Образ “маленького человека” (По повести “Шинель”)
Мы все вышли из гоголевской “Шинели”.
Ф. Достоевский
Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” – они раскрывали читателям внутренний мир простого человека, его чувства и переживания.
Почему же Достоевский
Повесть “Шинель” – одна из лучших в творчестве Гоголя. В ней писатель предстает перед нами как мастер детали, сатирик и гуманист. Повествуя о жизни мелкого чиновника, Гоголь смог создать незабываемый яркий образ “маленького человека” со своими радостями и бедами, трудностями и заботами. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма
“Маленькому человеку” не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. “Душа” Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.
Гоголь показал не только жизнь “маленького человека”, но и его протест против несправедливости жизни. Пусть этот “бунт” робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Образ “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмач-кина […]...
- Трагедия маленького человека в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Кто-то крикнул швейцару: “Гони! Наш не любит оборванной черни!” И захлопнулась дверь. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда К началу 1840-х годов Н. В. Гоголь пишет ряд повестей на темы петербургской жизни. Петербургский цикл открывается “Невским проспектом”. Петербург Гоголя – это город контрастов. Красота пышных дворцов и гранитных набережных, беспечно разгуливающая нарядная толпа – […]...
- “Маленький человек” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, – сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного […]...
- Тема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” впервые была затронута в творчестве А. С. Пушкина (“Станционный смотритель”), Н. В. Гоголя (“Шинель”), М. Ю. Лермонтова (“Герой нашего времени”). Герои произведений этих выдающихся писателей – Самсон Вырин, Акакий Акакиевич, Максим Максимыч – стали нарицательными, а тема прочно вошла в литературу. Ф. М. Достоевский является не просто продолжателем традиций в русской литературе, […]...
- Образ “маленького человека” (По повести “Станционный смотритель”) Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести – доверительной беседы – читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых […]...
- Развитие темы “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же образ “ма-ленького человека” таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, […]...
- Проблема “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни”. Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением порой самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н. В. Гоголь. Величайшая заслуга Гоголя перед русским обществом, на мой взгляд, […]...
- Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” (4 вариант) “Станционный смотритель” – это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема была представлена в творчестве Гоголя, Чехова, Толстого. В повести Пушкина этот образ воплощен в главном герое, станционном смотрителе Самсоне Вырине. Повествование автор начинает с описания жалкого существования всех станционных смотрителей. Все проезжающие бранят их, пишут на […]...
- Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” (2 вариант) Образ “маленького человека” нашел отражение в произведениях многих великих поэтов и писателей. Изображением плачевной участи этих людей, несправедливости, их окружающей, писатели хотели изменить жизнь “маленького человека” к лучшему, облегчить “ее. В повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” мы знакомимся с Самсоном Выриным и на его примере узнаем о судьбе многих людей, занимавших эту должность. Не […]...
- Проблема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А. С. Пушкина в повести “Станционный смотритель” и поэме “Медный всадник”. Продолжателями этой темы явились Н. В. Гоголь, создавший в “Шинели” бессмертный образ Акакия Акакиевича, М. Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину доброго штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой […]...
- Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” (3 вариант) Проблема “маленького человека” привлекала внимание всех прогрессивных писателей XIX века. Не прошел мимо нее и Александр Сергеевич Пушкин, заостряя особое внимание на бедах и проблемах “маленького человека” в повести “Станционный смотритель”. Беседу с читателем А. С. Пушкин начинает не со знакомства с главными героями повести, не с завязки сюжета, а с вопроса, отражающего причины трагедий […]...
- Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя “Шинель”) (1 вариант) Творчество Н. В. Гоголя оказало большое влияние на русскую литературу. Демократизм и гуманизм его произведений, обращение к повседневным явлениям жизни, создание ярких типичных характеров, соединение лирических и сатирических мотивов сделало его наследие по-настоящему бесценным. Так, огромным социальным и гуманистическим содержанием наполнена его повесть “Шинель”, где он развивает давно волновавшую его тему беззащитности человека в окружающем […]...
- Образ маленького человека и его переосмысление в рассказах А. П. Чехова Чехов был не единственным, кто в своих произведениях развивал тему маленького человека, этот образ мы встречаем в творчестве и Пушкина, и Гоголя, и Достоевского. Но в его рассказах маленький человек неоднозначно переосмыслен: писатель отходит от создания привычного амплуа и изображает его не обиженным и оскорбленным, а агрессивным, настойчивым, иногда устрашающим окружающих, а где-то даже и […]...
- Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Тема “маленького человека” является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин (“Медный всадник”), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о “маленьком человеке”, живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”. Тема […]...
- Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” (1 вариант) “Повести Белкина” А. С. Пушкина созданы осенью 1830 года в селе Болдино. В них отображены военно-офицерские нравы (“Выстрел”), мелкочиновный и аристократический быт (“Станционный смотритель”), мещанско-ремесленный обиход (“Гробовщик”), поместно-усадебный уклад (“Метель”, “Барышня-крестьянка”). Но основная тема “Повестей” – маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания и стремления, социальные противоречия, нравственное достоинство и простое человеческое счастье. […]...
- Человеческая жестокость в отношении к бедному чиновнику (по повести Н. В. Гоголя “Шинель”) (2 вариант) Главный герой повести “Шинель”, Акакий Акакиевич Башмачкин, несколько десятилетий подряд служит переписчиком бумаг в одном из административных учреждений Санкт-Петербурга. Среди множества других мелких чиновников своего департамента, он напоминает ворону-альбиноса в стае черных птиц. Для него не существует интересов, которыми живут люди его круга. Практически вся вселенная для него умещается за рабочим столом. При этом Башмачкин […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве М. Ю. Лермонтова Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема “маленького человека” постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность – это мелочный вздор. И все же Лермонтов почти один из первых […]...
- “Маленькие трагедии” “маленького человека” (по творчеству М. М. Зощенко) Я хочу начать свое сочинение известными словами из ” Золотого теленка” И. Ильфа и Е. Петрова: “Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами… В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление […]...
- Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” (1) Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о. своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В […]...
- Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни. Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных его легендах о Лар-ре и Данко. В […]...
- Реалістичні та романтичні елементи в повісті М. Гоголя “Шинель” Творчості М. Гоголя властиве поєднання романтичних та реалістичних рис, що відобразилося і в його повісті “Шинель”. Головним героєм твору є Акакій Акакійович Башмачкін, чиновник, який працював в одному з петербурзьких департаментів. Вже у Виборі персонажа простежується вплив реалістичних тенденцій на стиль письменника. Як відомо, реалізм характеризується правдивим і всебічним відображенням дійсності на основі типізації життєвих […]...
- “Шинель” Н. В. Гоголя “Петербургские повести” великого писателя, в число которых входит и “Шинель”, принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом, с многочисленными оговорками. Преломившись в “магическом кристалле” творческого гения Гоголя, реальность обращается в нечто противоположное себе – в фантасмагорию. Действие у этого автора развивается по законам, зачастую противоречащим общепринятой […]...
- Доля “маленької людини” у повісті “Шинель” Тема твору “Шинель”, – це людські страждання, що заздалегідь є соціально визначеними, оскільки багато що в житті залежить від чину (посади). Головний персонаж твору – Акакій Акакійович Башмачкін. Підкреслюючи типовість життєвих доль “маленьких людей”, Гоголь навмисно дає нам непевні характеристики Акакія Акакійовича: в “одному департаменті”, “один чиновник”, “трохи рябуватий”, “трохи рудуватий” влаштувався на службу, і […]...
- От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”) Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожале – нию, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, “обнажившимся сердцем”, долгое время оставалась принудительно невостребованной читателями. Действительно, у прозы Платонова трудная судьба. В 1927 г. состоялся его яркий дебют: сборник рассказов “Епифанские шлюзы” принес писателю […]...
- Хто винен у трагедії Акакія Акакійовича Башмачкіна? (за повістю М. В. Гоголя “Шинель”) Хто винен у трагедії Акакія Акакійовича Башмачкіна? (за повістю М. В. Гоголя “Шинель”) Так протікало мирне життя людини, що з чотирмастами платні вміла бути задоволеною своєю долею. М. В. Гоголь “Шинель” – остання з “петербурзьких повістей” Гоголя. Написана в 1839-1841 роках, у пору найвищого розквіту творчого генія письменника, “Шинель” продовжує тему “маленької людини”, що звучить […]...
- Краткое содержание Шинель – Гоголь Николай Васильевич Шинель Краткое содержание повести История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника. Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, – и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: “Оставьте меня, зачем вы […]...
- Роздуми над проблемою “маленької людини” (за повістю М. Гоголя “Шинель”) Такий великий і різнобічний письменницький талант Миколи Гоголя створив для нас галерею незабутніх образів. Серед реальних і фантастичних персонажів – образ скромного петербурзького чиновника Акакія Акакійовича Башмачкіна. У цієї “маленької людини” з перших днів життя, здавалося, все пішло не так: мати довго не могла вибрати синові ім’я і зупинилася зрештою на імені батька своєї дитини. […]...
- Образ героического человека в ранних рассказах М. Горького Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть будет ясное сознание ошибок и стыд за прошлое. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной’, острой болью и жажда будущего – страстным мучением. М. Горький В конце XIX века все русское общество было охвачено предчувствием больших социальных […]...
- Образ Тараса Бульбы – воплощение ратного духа запорожцев (По повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба”) Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть Гоголя “Тарас Бульба”. Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке, во время небольшой передышки главного героя между ратными подвигами. Гордость у Бульбы вызывают […]...
- Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные […]...
- Хто винен у смерті Акакія Акакійовича? (За повістю М. Гоголя “Шинель”) Хто винен у смерті Акакія Акакійовича? (За повістю М. Гоголя “Шинель”) Почнемо не зі смерті, а з народження, що припало на 23 березня. Рік значення не мав, тому що не він, а саме число визначає вибір імені при хрещенні. З цього все і почалося. Скільки не гортали календар – поблизу жодного нормального імені не виявилося. […]...
- Истоки героизма простого человека в годы Великой Отечественной Войны (по повести “Знак беды”) Василь Быков – автор многих произведений о Великой Отечественной войне. Обратимся к повести “Знак беды”, написанной в 1983 году. Автор показывает небольшой хутор Яхимовщина, на котором и будет происходить действие. Прекрасная природа, незамысловатый круг забот Степаниды – это нравственные истоки ее будущего подвига. “В мирную жизнь вторгается страшное слово – война. Немцы быстро наступают”, оставляя […]...
- Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Чацкий начинает новый век И в этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя […]...
- Раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях в повести В. Астафьева “Царь-рыба” Произведения, так или иначе связанные с темой деревни, обычно называют “деревенской прозой”. О деревне написаны очень разные по жанру книги: повести В. Астафьева и В. Распутина, социально – эпопейная трилогия Ф. Абрамова, нравовоспитательные романы В. Можаева, рассказы В. Белова и В. Шукшина. Какое же место в литературе о деревне занимает творчество В. Астафьева и, в […]...
- “Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой” (В. Г. Белинский) (по повести А. Платонова “Сокровенный человек”) Вся жизнь А. Платонова была призмой, сквозь которую преломлялось все то, что посылала ему судьба. В Платонове всегда гармонично уживались писатель, художник слова, и мастеровой человек, многое умеющий делать своими руками. Будучи литератором и возрождая погибшие вроде бы земли, писатель точно знал, что человек в этой жизни может все, вот только с самим собой, с […]...
- Образ помещика Троекурова в повести А. С. Пушкина “Дубровский” Здесь барство дикое, без чувства, Без закона… А. С. Пушкин Часто считают, что носителем основной идеи произведения является положительный герой, что в его образ воплощены те главные мысли, ради которых автор взялся за перо. Откроем страницы повести, написанной более чем полтора столетия назад. Одно из позорнейших явлений царской России – крепостное право, узаконившее господство одного […]...
- Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”) (2 вариант) Николай Васильевич Гоголь всегда стремился найти идеал человека, богатого душой, наделенного высокими моральными качествами. И таких людей, воплощавших лучшие черты национального характера, он находил в народной среде, среди представителей трудового крестьянства. Так, в повести “Ночь перед Рождеством” автор рисует простых крестьян, которые наделены силой и красотой духа, жизнерадостностью и оптимизмом. Таков его кузнец Вакула. Вакула […]...
- Реальність петербурзького побуту в повісті М. Гоголя “Шинель” Реальність петербурзького побуту в повісті М. Гоголя “Шинель” Повість М. Гоголя “Шинель” входить до циклу повістей, що дістали назву “Петербурзьких”. Усі їх об’єднує насамперед образ міста – одного з найпрекрасніших, найвишуканіших і майже неймовірних. Він, абсолютно реальний, конкретний, відчутний, раптом перетворюється на міраж, на місто-примару. Я відчула це білою червневою ніччю, коли вперше відвідала це […]...
- Самостоянье человека – залог величия его (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Из всех героев “Капитанской дочки” реально существовали только Пугачев со своими сподвижниками и государыня Екатерина. Благодаря мемуарной форме повествования изображение этих персонажей снижено, лишено тех стереотипов, с помощью которых часто изображают “великих людей”. Читатель не видит ни великих полководцев, ни знаменитых государственных деятелей, он видит живых людей; нет здесь героических баталий, более того, описания их […]...
- Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет. Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в […]...
Доріан грей парадокс твору.