Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (1)


Стихотворение А. С. Пушкина “Пророк” написано в 1826 году после грозных событий 25 декабря на Сенатской площади. Восстание декабристов было жестоко подавлено, пять членов тайного общества осуждены на казнь через повешенье, многие отправятся в ссылку в Сибирь.
У Пушкина среди декабристов имелось не мало друзей, и он очень переживал за их судьбу. Он мысленно находился с ними, не боялся выразить им свое сочувствие: “Во глубине сибирских руд”. О грозном даре витийства поэт уже знал. О его воздействии на общество и на царя он в мечтах выразил в элегии “Деревня” в 1819 году.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
По что в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
В “Подражаниях Корану” появляется пророк, одаренный могучей властью над умами. В стихотворении “Пророк” Божий дар уже осознан. Во второй половине июля 1825 года Пушкин пишет Раевскому – младшему: “Чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить”.
Раз можно творить, то можно служить. Надо лишь понять цели поэзии. Пушкинским пониманием цели поэзии вполне можно считать стихотворение “Пророк”.
Духовной жаждою томим
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Поэт размышляет, его мучают сомнения: куда двигаться, чтобы поэзия принесла

пользу его ссыльным товарищам. Он уже чувствует, что ждет николаевскую Россию. После прикосновения Серафима поэту-пророку внятно все – “неба содроганье” и “дольной розы прозябанье”, “гром небес” и “жужжанье пчел над розой алой”.
Но какую пользу может он извлечь. Для поэта – пророка это невеликое приобретение. И тут серафим вырвал его “грешный язык” и вложил в уста “жало мудрое змеи”.
И сердце трепетное вынул,
И уголь, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Божий глас его воззвал:
“Глаголом жги сердца людей”
Не для любви и ученья, проповеди и нравоученья, а на все то, что характерно для миссии ветхозаветного пророка. Здесь поэт отождествляется с пророком, который идет из пустыни к людям. Горько ироническим продолжением звучит “Пророк” у М. Ю. Лермонтова, написанное в 1841 году. Прошло 15 лет, но какая разница в содержаниях стихотворений. И ничего удивительного. После победы в Войне 1812 года, в обществе была надежда на перемены к лучшему, социальный оптимизм. Возросла роль различных кружков и литературно-общественных собраний. 1830-ые – эпоха затишья, спада общественной активности. Царит атмосфера разочарования, социальной депрессии. Отсюда оптимизм пушкинского “Пророка” и пессимизм лермонтовского. У Лермонтова гораздо сильнее, чем у Пушкина, звучит мысль о том, что поэзия должна служить народу. Однако она, по мнению Лермонтова, утратила свое назначение и вряд ли обретет его вновь.
“Проснешься ль ты опять осмеянный пророк
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножен не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?
Читаем мы в стихотворении “Поэт” (1837-1841). Образ осмеянного и презираемого пророка появляется вновь в стихотворении “Пророк” (1841).
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведение пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Если в пушкинском “Пророке” мы знаем, как он получил пророческий дар, то здесь автор не говорит об этом. Вполне возможно Пушкин передал это ему, как преемнику.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Поэт, наделенный божественным даром, уже на примере своего великого предшественника понимает всю тяжесть своего предназначенья.
В его “Пророке” происходит обратная ситуация: пушкинский пророк из пустыни идет к людям, чтобы “жечь глаголом сердца людей”, лермонтовский, гонимый злобой людей, возвращается в пустыню.
Посыпав пеплом я голову,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу
Как птицы, даром божьей пищи.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Ревізор микола гоголь зміст.
Ви зараз читаєте: Образ поэта-пророка в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (1)