Образы помещиков в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Среди многих причудливых изгибов жизненного и творческого пути Салтыкова-Щедрина (от вице-губернаторства до руководства оппозиционным журналом, от очерков до философского романа) самым удивительным и причудливым оказался, наверное, последний творческий аккорд великого сатирика – книга “Сказки”, составленная из тридцати двух произведений. Именно этому циклу отдал писатель последние годы своей жизни, и сказки не только упрочили славу их автора, но и открыли еще одну грань сатирического дарования Щедрина.
Со сказочными образами,
Используя бесхитростный прием традиционной сказочном фантастики (необитаемый остров как место действия), Щедрин убедительно показывает, что источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры является труд мужика. Оказавшись на необитаемом острове без привычного комфорта и без прислуги, генералы готовы пожрать друг друга, как дикие звери, и только появление мужика возвращает им привычный “генеральский” облик. А если бы мужика не оказалось поблизости? Что было бы тогда? На этот вопрос Щедрин отвечает в сказке “Дикий помещик”, герой которой изгнал из своего имения всех мужиков, а в результате сам одичал, оброс волосами с головы до ног, начал ходить на четвереньках и даже “утратил способность произносить членораздельные звуки”.
Следует ли из этого, что Салтыков-Щедрин идеализирует народ? Вовсе нет. С горькой иронией, как это было и в “Истории одного города”, изображает писатель рабское поведение и рабскую психологию мужика. Случайно обнаруженный генералами, громадный мужик, мастер на все руки, он добыл и яблок, и картофеля, изготовил силки для рябчика из собственный волос, разжег огонь, набрал лебяжьего пуха, чтобы генералам мягче спалось. Но при этом он же свил веревку, на которой его держали привязанным к дереву, да еще был благодарен господам за то, что не погнушались его мужицким трудом.
И уж совсем без иронии говорит Щедрин о судьбе народа в знаменитой сказке “Коняга”. Долготерпение народа и одновременно его великие возможности – пот что волнует писателя: “Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?” Весь этот мир щедринских персонажей живет по странным законам, не вполне звериным, но и не совсем человеческим. Впрочем, мысль сатирика понимается читателями совершенно недвусмысленно и точно: этот мир, каковы бы ни были его изгибы и превращения, порочен в самой своей сути и должен быть уничтожен. Жить “применительно к подлости” невозможно. Нравственный идеал автора утверждается через яростное отрицание, и в этом непреходящее значение сказок Салтыкова-Щедрина.
Твір на тему улюблені пісні моєї мами.