Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)

Как луч востока благодатный,
Зачем тогда не разбудил
Меня твой голос, сердцу внятный,
И падших сил не обновил?
Я. Полонский
Как и И. С. Тургенев, И. А. Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею колоритных женских образов. Ольга Ильинская – героиня романа “Обломов”, по праву считается одним из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе.
Гончаров не наделил свою Ольгу исключительной красотой, но во всем ее облике сквозит присутствие говорящей мысли: в тонких

“сжатых” губах, “зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз”. Особенную красоту глазам Ольги – “умным”, “ласковым” придают брови: “две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль”. Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Она была выше среднего роста, но “двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо “. Опущенная низко
на затылок коса ” продолжала благородство всей ее фигуры, начиная с головы до плеч и стана”.
Ольга не ищет общего поклонения, в ней нет лжи” “ничего чужого, а все свое, и это свое так: смело, свежо и прочно”. Она не подчиняется нормам и правилам света. В отличие от других светских женщин, Ольга идет “простым, природным путем жизни”.
По мнению Д. Ж. Писарева, в личности Ольги Ильинской” “привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами”, особенно выделяются “два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения”. Это “естественность и присутствие сознания”. Именно они, по мнению критика, отличают Ольгу от обыкновенных женщин. Отличают потому, что “эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги “, к тому же представлены в романе с такой художественной верностью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за “невозможный идеал”, созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, жеманства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто ж серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка.
Мы видим, что она действительно умела жить, управлять собой, своими чувствами, “держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением”.. Ни перед кем никогда не открывала “сокровенных движений сердца”, никому не поверяла “душевных тайн”. Она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, увидевшего в ней воплощение своего идеала, потому что у нее возникает желание воскресить интересного, хотя и безвольного человека. “Ольга поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица, ему преданные, – замечает А. В. Дружинин. – Она разглядела в нем и нежность врожденную, и чистоту нрава, и русскую незлобивость, и рыцарскую способность к преданности, и решительную неспособность на какое-нибудь нечистое дело, и наконец – чего забывать не должно – разглядела в нем человека оригинального, забавного, но чистого и нисколько не презренного в своей оригинальности”. Ольга видит свое призвание в обновлении Ильи Ильича: “Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил”.
Вероятно, именно за это стремление И. Анненский назвал Ольгу “одной из русских миссионерок”, девиз которых – “пострадать, послужить, пожертвовать собой”. Но Ольга.- миссионерка “умеренная, уравновешенная”, так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. “Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг”, и миссия у нее “скромная” – “разбудить спящую душу” Обломова.
В значительной степени Ольга осуществляет эту миссию, эту роль своеобразного доктора. После первой встречи с ней Обломов распорядился вымыть окна и вытереть пыль и паутину. После второй встречи почувствовал прилив душевных сил, затем – впервые признался в любви. Ольга вынуждает своего необычного избранника читать, совершать длительные прогулки, отказываться от послеобеденного сна и ужина, радоваться жизни, вставать на заре и подниматься на гору. Это последнее обстоятельство символизирует, по-видимому, пик процесса возрождения, совершаемого настойчивым побуждением Ольги. Она искренне любит Илью, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья. Гончаров показал нам все оттенки этих сложных любовных отношений, в которых раскрылись лучшие качества Ольги: благородство, желание быть “путеводной звездой”, решительность, духовная красота. Мы увидели, что она растет вместе со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатичнее, обрисовывается все ярче.
Почувствовав колебания и страх Обломова перед предстоящими заботами, увидев стремление своего избранника спрятаться в тихую гавань, Ольга не сдается, а снова начинает заботливо искать средства воздействия на любимого человека. Она не боится пересудов и общественного мнения, едет к Обломову на Выборгскую сторону, но постепенно убеждается, что все ее усилия напрасны и бесполезны. В конце концов, Ольга понимает, что полюбила свою мечту об Обломове – будущего, нереального Обломова, что тихая, сонная и беззаботная жизнь Илье дороже прекрасных свиданий, что он никогда не изменится: “Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер”, – горько заключает Ольга. Но она неспособна покорно подчиняться судьбе. Она хочет спасти его погибающие ум и душу, усиленно работает над своей задачей, и только окончательно убедившись в тщетности усилий, порывает с ним. “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? – в тоске спрашивает Ольга. – Нет имени этому злу… ” И сам Обломов подсказывает ей ответ: ” Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!..”
Разлука с Ольгой, осознание собственного бессилия в реальном воплощении романтических порывов и чувств потрясли Обломова. После тяжелой болезни он долго входил “в прежнюю нормальную свою жизнь”. С годами же “волнения и раскаяние являлись все реже, ион тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками… ” Вместе с Ольгой из жизни Ильи Ильича уходят не только волнения, но и поэзия. Его жизненное пространство сжимается (Штольц назовет его “ямой”), а добрейшая Агафья Матвеевна всеми силами помогает ему не замечать жизни и не чувствовать ее. Время Обломова останавливается в своем течении…
Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга – Штольца, в котором отчасти ” воплотился ее идеал мужского совершенства “. Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать. У нее сильный характерно гордостью признается она себе: “Я не состарюсь, не устану жить никогда”. Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее. Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, “тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед”. В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н. А. Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: “Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы – принять их как новую стихию жизни и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный… “
По словам Д. Н. Овсянико-Куликовского, в любом забытом уголке Ольга сохранит заветы своей молодости; разочаровавшись в Штольце, она “выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод”. Только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека, а именно таким человеком была Ольга, воплотившая в себе стремление народной России к светлому будущему. Не случайно Д. И. Писарев усматривал в Ольге “тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи”, которые старались в то время ввести в женское воспитание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Іван франко забудь мене, мене.
Ви зараз читаєте: Ольга Ильинская и ее роль в духовном преображении Обломова (по роману И. А. Гончарова “Обломов”)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.