Ольга Ильинская


С первого взгляда Ольга очень похожа на Татьяну Ларину – простота, естественность, безразличие к светской жизни. Штольц, рассказав Ольге, как гибнет в его друге все хорошее, заинтересовал ее им, но настоящий источник сближения героев в них самих. Это их одиночество среди светских и пустых людей, возвышенность мечтаний. Ольга влюбляется в Обломова, во-первых потому, что видит редкость качеств своего избранника, у него нет тщеславного самолюбия, и сам Обломов об этом говорит так: “у меня нет самолюбия и я не постыжусь сердца? Эта дурная черта у мужчин, когда они стыдятся сердца”. Гончаров один из первых в русской литературе поднимает вопрос о противопоставлении ума и сердца. Гордыня, чувство индивидуализма, по мысли Гончарова, идут от ума. Во-вторых, в основании чувства Ольги лежит самолюбие. Она думала о том, что возвратить человека к жизни большая честь и она жаждет славы за спасение Обломова, причем Ольгу влечет не слава среди светских людей – ей достаточно того, чтобы о ее миссии спасения знала она сама и Обломов. Любовь же Обломова с самого начала несла в себе противоречия, предопределившие как ее силу, так и ее слабость. Любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского: она восторженна, возвышенна, такая любовь больше всего питается мечтой о счастье, и попытка реализовать мечту может привести к потере любви. Другое же противоречие в том,

что Обломов не восемнадцатилетний Ленский, а тридцатилетний человек, душой целомудренный юноша, а в привычной старик. Обломова гнетет опыт жизни, сознание, сознание собственного ничтожества, он сомневается в своем праве любить, и ему нужны постоянные уверения в любви, с этой целью он и пишет письмо к Ольге, но это письмо становиться апофеозом светлой души героя, его нежности, чистой совести. Это показывает, что в Обломове отсутствует всяческий эгоизм, больше всего он боится за счастье любимой. Любовь, однако, не возродила, а только пробудила Обломова, и его деятельность может быть охарактеризована лишь в следующих неотрицательных проявлениях его жизни: он не спит, не валяется на диване, не бранится с Захаром. А самостоятельное начало в его жизни отсутствует, он за Ольгой на концерте, читает книги и т. д. Обломову кажется, что жизнь его полна, но это не так – он только догнал то, от чего отстал, потому, что жизнь мужчины не может быть ограниченной одной любовью. Обломов и Ольга же думали, что одной любви достаточно для возрождения, ошиблись, и поэтому любовь обречена. Первым испытанием любви стал ее счастливый венец. После принятия предложения, любовь пошла медленнее, так как появилась гроза. Счастливый праздник любви кончился, и Обломов, придя домой и снимая сапоги вздыхает, что любовь – тяжелая служба. Еще одна ошибка Ольги как воспитателя в том, что она ставит перед Обломовым как задачу-максимум минимальное. Она требует привести в порядок именье, и этого минимума Обломов не выполняет. Если бы Ольга потребовала, чтобы он и привел и имение в порядок, и на службу устроился, т. е. поставила перед ним максимальные задачи то, может быть, имение и привел бы в порядок. Их разрыв предопределен обломовской природой героя, его полувозрождением, но не только ими, а в этом разрыве переплелись беды обоих. Дело в том, что в характере Обломова достоинства и недостатки неразрывно связаны, они предопределяют друг друга. Задание Ольги по имению Обломов не выполнил потому, что он не способен стать деловым, гибким. Его нежная душа, нравственная чистота, сохранились в своей первозданности во многом в силу особых, оранжерейных условий воспитания, вдали карьеры, суеты, добывания денег. Не ожесточившись, сохранив душу ребенка, он и в деловом отношении остался им. Когда же по настоянию Ольги О. пытается включиться в хозяйственные заботы, то все его добрые и редкие свойства обернулись против него. Честность, чистота обернулись инфантильностью. Ольга взяла на себя трудную задачу перевоспитания Обломова, не понимая, что для этого нужно пожертвовать всей жизнью. В искреннем чувстве Ольга была доля самолюбования. Она наслаждалась властью над Обломовым, была увлечена своим воспитательным экспериментом. И хотя она всерьез мучалась, ощущая безысходность их романа, больше страдало ее самолюбие. Прощальный разговор Обломова и Ольги – это поражение не только героя, но и героини. Этот разговор походит на разговор двух глухих. Любящие не могут найти путей друг к другу и больно ранят один другого. Обломов говорит Ольге, чтобы она взяла его таким, какой он есть, чтобы любила в нем то, что в нем есть хорошего, но
Ольга сейчас считает, что ей нужен сильный человек и подходит к Обломову с меркой этого сильного человека. Того, что она сейчас ищет в Обломове, он не когда не имел, а то что в нем есть, и то, что раньше почиталось Ольгой редкими качествами, ею сейчас обесценено. Ольга жестока, что единственное достоинства Обломова – это нежность, но “нежности – где ее нет” – небрежно бросает она. Так, Ольга по сути отвергает самую сущность Обломова, и он потрясен ядом ее слов, да и она сама понимает, сколько в них яда и идет на попятную, предлагает примириться, но Обломов отказывается потому, что он понимает, что Ольге нужен сильный человек, что она с ним не будет счастлива. Итак, настоящим жертвенником в романе становиться Обломов, Ольга же не выдерживает взятой на себя рок. Жертва Обломова тем более ощутима, что он сам постоянно говорит Ольге, что если она его оставит, то он мертвый человек. Разрыв – и сердце Обломова убито. Он перенес горячку, выздоровел, но последняя часть романа – об умирании Обломова на Выборгской стороне. Роман же Ольги со Штольцем был предопределен ее разрывом с Обломовым, потому что Штольц и есть тот сильный человек, который нужен Ольге. Но после нескольких лет замужества деятельная Ольга начинает испытывать дискомфорт, ей кажется, что жизнь ее остановилась, что она сама погружается в какую-то “обломовщину”. И Ольга не ошибается в своих чувствах, потому, что Штольца воспитала та же Обломовка, но только у него не было трехсот Захаров, чтобы сразу наслаждаться покойной жизнью. Достигший благополучия Штольц погружается в покой. Он честный Чичиков, и не более. Не даром Гончаров нигде не говорит о характере его деятельности, т. е. он только делает деньги и больше ничего, нет у него никакой высшей цели. Ольгу несомненно тяготит сердечная бесталанность ее мужа, хотя она не позволяет себе даже подумать об этом. Но она чувствует глубокую неудовлетворенность жизнью и собой. Она не может себя ограничить одними лишь житейскими заботами, как это делает Штольц, ее грызет душевная грусть от несовершенства мира, это болезнь всех незаурядных людей, всех “лишних” людей и всех высоких героев. Но эта грусть не угрожает Штольцу, занятому только суетным. Когда же Ольга пытается поделиться с мужем своим состоянием, он совершенно верно определяет, что гложет ее не ее личная грусть, а общий недуг человечества. Они считают, что им не нужно идти на борьбу с этими мятежными вопросами. Итак, озабоченность мятежными вопросами – удел таких как Ольга и Обломов. Так в конце романа автор возвышает своего героя. В романе два эпилога: первый – встреча Штольца с Захаром, погибающим после смерти барина. Захар – двойник Обломова, порождение крепостничества и он не более жизнеспособен, чем его барин. Умер Обломов, обречен и Захар. Так “обломовщина” напоминает в конце романа еще одной загубленной человеческой судьбой. Второй же эпилог лиричен – он состоит из двух частей: первая часть – это дифирамбы Штольца золотому сердцу Обломова. Обломов погубил себя, развратил Захара, но этот же Обломов умел внушить людям редкую любовь к себе, он был добрым, уважал сердце в каждом человеке, потому, что сам имел сердце. Штольц говорит, что он никогда не встречал сердце чище, светлее и проще. Однако много больше, чем эти дифирамбы значит простой рассказ о вдовьем горе Тиснициной в которую Обломов вдохнул душу, из “хозяйки” сделал ее человеком. Это случилось в тот момент, когда над трупом мужа она вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над ее значением. И вот тогда П. поняла, что ее жизнь имела смысл, потому что она любила и возник у безответной Агафьи Матвеевны взгляд гордый и сожалеющий, которым она смотрела на братца и сестру, потому, что в их лексике даже и слова “любовь” не было, потому что жизнь их бессмысленна. Слабый, пассивный, нуждающийся в чужой воле О. обладал тем редким талантом доброты, который превращал его в активную по отношению к другим людям натуру. На его честную и добрую душу отзывалось лучшее в них; вызванное им чувство было подлинно воспитывающим. Рядом с Обломовым расцвела Ольга, а Тисницына только и жила то семь лет, что рядом с Обломовым. Он пробудил в ней индивидуальность, Агафья Матвеевна перестала быть отрицательным противопоставлением Ольге, сблизилась с ней и, возникшая после смерти Обломова, дружба этих двух женщин выявляет то основное качество, которым обладал Обломов – его умение объединять людей.



1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...



Конфлікт в романі анна та її чоловік.
Ви зараз читаєте: Ольга Ильинская