Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (1 вариант)
Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (1 вариант)
Мы не знаем, когда появились первые песни, поскольку их истоки уходят в глубину веков. Не знаем и имен первых песенников, однако можно с уверенностью сказать, что именно в песнях сокрыты духовные сокровища человечества.
Понятие “народная песня” появилось не случайно. Так, песни раньше слагали люди, несомненно, талантливые, потому что их до сих пор поют потомки. Слова песен выходили из народа и возвращались к нему.
Лирические народные песни отличаются особой задушевностью и поэтической красотой. Их характерными чертами являются
В песнях нашли отражение горе и радости “сердца в тесном и ограниченном кругу общественных и семейных отношений”. Многие из них посвящены нелегкой женской доле – разлуке с любимым или несильной выдаче замуж за немилого и постылого.
Не давай меня, батюшка, замуж,
Не давай, государь, за неровню,
Не мечись на большое богатство,
Не гляди на высоки хоромы.
Не с хоромами жить, с человеком,
Не с богатством жить мне, с советом.
Распространенной является также тема тоски по родной стороне. Главным персонажем здесь обычно выступает “добрый
Отдают меня, добра молодца, в царску службу
Что во ту ль, во ту службу царскую, во солдаты.
Часто герои песен ропщут на горькую молодецкую долю, обрекшую их скитаться на чужбине, покоряясь чужой воле:
Сторона ль моя незнакомая!
… Занесла меня кручинушка,
Что кручинушка великая –
Служба грозная государева,
Прытость, бодрость молодецкая…
К лирическим песням причисляют также песни воинские, разбойничьи, песни народных восстаний. В них часто звучит тема угнетения простых людей, их страданий и бедственного положения, а также произвола бояр:
Гонят старого, гонят малого
На работушку ранешенько,
А с работушки позднешенько.
Мне очень нравятся лирические народные песни, и я надеюсь, что они никогда не будут забыты.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Отражение в лирических песнях душевной красоты народа (2 вариант) Народные лирические песни – одно из самых ценных духовных приобретений нашего народа. Эти песни создавались в процессе трудовой деятельности, в них проявились людские надежды и мечты, нашли свое отражение обычаи и верования, стремление к лучшему будущему. Но главное, что ценим мы в народных лирических песнях, это то, что в них отражен характер народа, его доброта, […]...
- Жизнь народа – жестокое отражение действительности (в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, […]...
- Певец от народа и для народа Сергей Есенин – выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признав: всеми. В сердце Есенина с юных лет жила Россия, ее грустные и раздольные песни, сельская тишина и девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это в стихах, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родной земле, родному народу. “Моя лирика, – говорил […]...
- Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (3) Н. В. Гоголь – великий писатель первой половины 19 века. В своих произведениях он затрагивал проблемы угнетения народа, крепостного права, также своеобразие его творчества заключается в том, что он один из первых показал широчайшую картину чиновничьей России. Гоголя очень волновало и тревожило будущее своей Родины, это ярко отразилось в поэме “Мертвые души”, в лирических отступлениях […]...
- Прославление народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” (2 вариант) С детства наблюдая “зрелище бедствий народных”, являясь свидетелем обид, несправедливости и притеснений крепостных мужиков, великий русский поэт Н. А. Некрасов в зрелом возрасте стал певцом народа, его защитником. Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества. Среди множества испытаний, через которые пришлось пройти простым людям, одними из самых страшных были нужда и […]...
- Прославление народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” (3 вариант) Поэт Н. А. Некрасов был очень близок к простому народу, хотя сам был из семьи помещиков. Живя в деревне, он часто общался с крестьянами, наблюдал деревенский быт, изучал народное творчество. Трудовая жизнь, полная лишений, была знакома поэту не понаслышке. Именно поэтому цель своего творчества Некрасов определил так: “Я призван воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ”. […]...
- Роль лирических отступлений в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Что мы называем лирическим отступлением? Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во-первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, – лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Но такое мнение – поверхностно. Если вдуматься, то цель любого произведения – не […]...
- Роль лирических отступлений в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1) Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской литературы. Вершиной его творчества является поэма “Мертвые души”. В ней нашли свое отражение все основные особенности таланта автора. Важнейшую роль в композиционной структуре “Мертвых душ” играют лирические отступления и вставные эпизоды, характерные для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. […]...
- Прославление народа-созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова “Железная дорога” (1 вариант) Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт XIX века. Он продолжал литературные традиции поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Некрасов возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60-70-х годов, воспел народную жизнь, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. “Я лиру посвятил народу своему”, – сказал о себе поэт. Его […]...
- Урок мужества и душевной стойкости (по поэме А. А. Ахматовой “Реквием”) Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река… А. Ахматова К 30-м годам XX века Россия уже пережила два Апокалипсиса – революции и гражданскую войну. Людям казалось, что страшнее этих событий, страшнее пережитых страданий уже ничего не может случиться, но судьба распорядилась по-своему. Тоталитаризм, диктатура Сталина, пришедшие им на смену, заставили людей жить, “под […]...
- Роль лирических отступлений в поэме “Мертвые души” Лирическими отступлениями пронизано все полотно “Мертвых душ”. Именно лирические вставки раскрывают идейно-композиционное и жанровое своеобразие поэмы Гоголя, ее полемическое начало и образ автора. По мере развития сюжета появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль предыдущего, развивает новую идею и все более проясняет авторский замысел. Примечательно, что “Мертвые души” насыщены лирикой вовсе не равномерно. […]...
- Позиции лирических героев в стихотворениях “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова Стихотворения “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов – это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по существу, в разных эпохах: “Рыцарь на час” был написан в 1862 […]...
- Осуждение пошлости и душевной черствости в рассказах А. П. Чехова Страшно, страшно подумать, сколько хороших, только слабых волей людей губит пошлость, как она сильно затягивает, и потом уже не вырвешься. Из писем читателей к Чехову Годы молодости, которые Некрасов когда-то назвал “праздником жизни”, сравнительно редко привлекают внимание Чехова-художника, но во всяком случае реже, чем, например, русских писателей первой половины XIX века. “Теперь нельзя брать героя […]...
- Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна “Олеся” (образ Олеси) Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный герой обращает внимание на птиц, которых девушка приносит в дом. Она сама называет их “ручными”, хотя это обыкновенные дикие лесные […]...
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (2 вариант) С давних пор люди слагают песни о своей жизни, о важных событиях. Со временем эти события отходят в прошлое, умирают их участники. Давними становятся и сами песни, однако они не забываются – люди продолжают их петь. Песни, в которых изображены важные события и выдающиеся личности прошлого, называются историческими. В старинных исторических песнях рассказывается о героической […]...
- Возвышение человеческой красоты в сонетах Петрарки Одно из важнейших событий в жизни Петрарки, оказавшее немалое влияние на все его творчество, произошло в 1327 году. В это время он встретил в церкви Святой Клары красивую молодую женщину, которую воспевал в своих сонетах под именем Лауры. Это обстоятельство и снискало ему славу “певца Лауры”. Этот день сам поэт описал в одном из своих […]...
- Поэт гармонии и красоты (по лирике Ф. И. Тютчева) Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто чувства лирического героя, но прежде всего философская система автора-мыслителя. Поэт “нуждается в извлечении из мира всего соответствующего своей натуре”. В философских поэтических произведениях Федора Тютчева […]...
- Отражение эпохи в произведениях А. Т. Твардовского Среди поэтов XX века творчество Александра Твардовского занимает особенное место. Оно – неотъемлемая часть духовной жизни русской нации. Его мудрая, сердечная поэзия осмысляет общественное и эстетическое самосознание народа на самых сложных, переломных этапах его истории. Твардовский был одним из тех мужественных людей, кто в годы, получившие название застоя, готовил сознание советского общества к необходимости изменений. […]...
- Литературное произведение как отражение взглядов автора (По творчеству Н. В. Гоголя) “Мертвые души” все сочли (пусть ложно) за копию с действительности, Подписав под творениями – “с подлинным верно”. В. Розанов Лучшие литературные критики России единодушно и справедливо считали и считают Н. В. Гоголя первостепенным художником русского слова, гигантом философской мысли. Наверное, только Пушкин удостоился стольких восхищенных отзывов о своем творчестве от русских мыслителей. Особенно ярко Гоголь […]...
- Изображение народа и народного полководца Кутузова Роман “Война и мир” представляет своеобразную концепцию истории Толстого. В частности, Толстой пересмотрел традиционные взгляды на степень участие всяких людей в ходе истории и на влияние народных масс на нее. Многие – как историки, так и литературные критики – считали, что писатель неверно изобразил войну (т. к. именно война занимает большую часть произведения), лишил ее […]...
- Тема судьбы родины и народа в творчестве Н. А. Некрасова В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Н. А. Некрасов Долгим и удивительно насыщенным был творческий путь выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова. Стихотворением “В дороге” начался этот путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей – завершился. Й все это время, в […]...
- Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы Максим Горький вошел в русскую литературу как писатель, на собственном опыте познавший жизнь с мрачных и неприглядных сторон. Он в свои двадцать лет увидел мир в таком разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу возможности. Молодому писателю было присуще стремление к идеалу. Он остро чувствовал растущее […]...
- Отражение русской действительности в романе И. А. Гончарова “Обломов” Правдивость, глубина, жизненность характеров и проблем, актуальность поставленных вопросов – характерные черты творчества Ивана Александровича Гончарова – особенно ярко раскрылись в романе “Обломов”. В центре внимания писателя всегда были судьбы его родины. Сам он так отзывался о своем творчестве: “То с грустью, то с радостью, смотря по обстоятельствам, наблюдаю благоприятный или неблагоприятный ход народной жизни”. […]...
- Отражение пороков общественной жизни в повести М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” В трудных условиях приступает Салтыков-Щедрин к работе над одним из вершинных произведений своего сатирического творчества – “Историей одного города”. Если в “Губернских очерках” основные стрелы сатирического обличения попадали в провинциальных чиновников, то в “Истории одного города” – в глуповцев и их градоначальников. Сатирик ставит перед собою головокружительно смелую цель – создать обобщенный образ России, в […]...
- Тема войны в поэзии А. Ахматовой, К. Симонова, С. Орлова (1 вариант) Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой! Пусть ярость благородная Вскипает, как волна, – Идет война народная, Священная война! С тех пор, как впервые прозвучала эта песня, прошли десятилетия, но и сейчас ее строки вселяют чувство торжественной решимости, чувство патриотизма, которое было так знакомо всем участникам Великой Отечественной […]...
- Отражение судьбы М. Ю. Лермонтова в его стихах Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов … Апрель 1840 года. Петербург. Дом Карамзиных. В гостиной, как всегда, людно и шумно. Смех. Музыка. Невысокий темноволосый офицер стоит у окна, выходящего к Летнему саду, отгородившись от всех зеленой завесой портьеры. Его черные глаза гневно сверкают, лоб прорезала […]...
- Исторические песни как жанр устного народного творчества (1 вариант) Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни, он подтвердил свое право на существование, пройдя длительное испытание временем. Исторические народные песни ценны тем, что в них нашли отражение реальные события прошлых лет. Передаваясь из […]...
- Отражение жестокости жизни в драме А. Н. Островского “Бесприданница” “Шире дорогу! Правда по сцене идет. Любим Торцов – правда! Это – конец сценическим пейзажам, конец Кукольнику: воплощенная правда выступила на сцену”. Такие слова подслушал на первом представлении комедии “Бедность не порок” в Малом театре в 1854 году и рассказал о них в своих воспоминаниях друг Островского актер и литератор Иван Федорович Горбунов. Произнес их […]...
- Изображение народа в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко охватывает народную жизнь. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, поэма так и не была закончена – […]...
- Тема народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина (3) Его сказки-та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства. Из доклада царского цензора Где-то я вычитал и запомнил мысль, что, когда в искусстве выходит на первый план политическое содержание произведения, когда обращают внимание прежде всего на идейность, соответствие определенной идеологии, забывая о художественности, искусство и литература […]...
- Отражение “исторической ломки” в названии и содержании романа “Обыкновенная история” Историческая ломка – переход от феодального общества с его патриархально-семейным бытом и соответствующими идеалами чувств и отношений к буржуазному укладу – в “маленьком зеркале” (выражение самого писателя) первого романа Гончарова отразилась как перемещение героя во времени и в пространстве. Несколько раз на протяжении романа Александр Адуев переезжает из деревни в Петербург и обратно, каждый раз […]...
- Отражение мотивов лирики Лермонтова в поэме “Мцыри” Творчество М. Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII – начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ естественности, единение с природой, идеализацию жизни; таким образом и появился романтизм. Герой романтических произведений – всегда личность яркая. Неординарность его характера заключена в его героических […]...
- Трагедия личности, семьи, народа в поэме А. А. Ахматовой “Реквием” Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, – Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. А. Ахматова Только что перечитала цикл стихотворений величайшей русской поэтессы Анны Ахматовой “Реквием”. И снова словно в самом сердце зазвучали тяжелые аккорды одноименного произведения Моцарта. А в эти звуки […]...
- Трагическая судьба народа во второй мировой войне (По рассказу К. Воробьева “Это мы, Господи”) Кровью сердца написана повесть К. Воробьева “Это мы, Господи” – еще одна страница, самая кошмарная и бесчеловечная, из летописи второй мировой войны. В этом произведении мы видим новый трагический лик войны – плен. Мои друзья утверждают, что в плену были разные люди: мужественные находили силы бороться, устраивали побеги; слабые узники покорились и ждали своей участи, […]...
- Высшее мастерство поэта-трибуна и гражданина (2 вариант) Гаврила Романович Державин, безвестный в то время мушкетер Преображенского полка, был вовлечен в события дворцового переворота, приведшего на трон Екатерину II. Он кричал “ура” новоявленной государыне, подбрасывал свою треуголку, любовался императрицей и ее подругой Дашковой. Но в его жизни с приходом к власти царицы ничего не изменилось. Царская служба осталась нелегкой, как и прежде. Единственной […]...
- Отражение сложного жизненного пути в творчестве Ф. М. Достоевского Скажем только, что это талант необыкновенный и самобытный, который сразу, еще первым произведением своим, резко отделился от всей толпы наших писателей, более или менее обязанных Гоголю направлением и характером, а потому и успехом своего таланта… В. Г. Белинский Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: “принимать” или “не […]...
- Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе “Преступление и наказание” С такими мыслями приступал Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману “Преступление и наказание”. Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна […]...
- Взаимоотношения личности и народа в понимании Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” Непосредственно к написанию романа “Война и мир” Толстой приступил в октябре 1863 года, а закончил его к декабрю 1869 года. Более шести лет писатель отдал “непрестанному и исключительному труду”, труду ежедневному, мучительно-радостному, требовавшему от него предельного напряжения духовных и физических сил. Появление “Войны и мира” было поистине величайшим событием в развитии мировой литературы. Эпопея Толстого […]...
- Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народной речью так красиво и точно, что создается впечатление, […]...
- Историческая концепция Л. Н. Толстого и ее отражение в романе “Война и мир” Главным тезисом Толстого, основанным на христианской традиции и идеалистической философии, был тезис о непротивлении злу насилием. Этот тезис был взят Толстым из Нагорной проповеди Христа. Вот почему Толстой воспринимал войну именно как кровавую бойню, противную человеческой сущности. В романе “Война и мир” он писал: “Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой […]...
Твір на тему дружба.