Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” (5)
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит.
А. С. Пушкин
Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик.
Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых
Родион живет в коморке, “которая походила более на шкаф, чем на квартиру”. И, лежа там часами, в голове рождается мысль об убийстве. Данные писателем повторяющиеся детали: “вонь”, “духота”,
“Маленькие люди” описаны и Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же “серые, желтые и грязно-зеленые дома” с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть “один луч света”. В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданным для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях”.
Так входит в роман тема города и человека, развитая в “Преступлении и наказании”. Петербург Достоевского – среда, в которой уживаются многочисленные слои общества : ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.
Петербург – город, где рождается преступление.
Достоевский – писатель-гуманист, он протестует против существования зла в защиту людей. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье “улица вдруг блеснет”, фантастика, контрасты – вот Петербург Достоевского.
Природа в творчости лины костенко.