Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ “Подпольный человек” в повести Ф. М. Достоевского “Записки из подполья”
“Подпольный человек” в повести Ф. М. Достоевского “Записки из подполья”
В повести “Записки из подполья” Ф. М. Достоевский поставил важный вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Писатель выражает свои мысли и чувства по этому поводу от лица подпольного человека, не называя даже его имени. Такой художественный прием говорит о собирательном образе, автор описывает не конкретного героя, а некий тип людей. Подпольный человек замкнут, озлоблен, он намеренно порвал связь с внешним миром, не может реализовать себя, где не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление.
Для более полного раскрытия образа главного героя Достоевский органично вводит в повествование вторую часть – о глубоких противоречиях в человеческой душе. Автор очень ярко и выразительно описывает состояние героя, оттенки и движения его души. Сумбурность идей подпольного человека доведена до крайности, особенно показательна в этом отношении его история с Лизаветой.
Некрасовские строки, взятые писателем в качестве эпиграфа, настраивают читателя на определенное восприятие темы любви в произведении. К искренним и глубоким чувствам герой относится как к чему-то скучному и фальшивому. Познакомившись с Лизаветой, принимается красочно расписывать весь ужас ее положения, но затем он, доводящий все до крайности, озлобляется на откровение девушки и предстает перед нами во всем своем парадоксе: с одной стороны, сначала искреннее отношение к Лизе, с другой – грубость уже после объяснения. Душа подпольного человека исковеркана, надломлена его же противоречивым существованием, герой не может адекватно реагировать на происходящее. Но желание изложить свои мысли, поступки на бумаге, тем самым осмыслив, проанализировав их, позволяют говорить об определенных изменениях в сознании героя.
Незавершенность “Записок” оставляет читателю надежду на возможное перерождение и очищение души главного героя.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Краткое содержание Записки из подполья – Достоевский Федор Михайлович Записки из подполья Краткое содержание повести Герой “подполья”, автор записок, – коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живет “в углу” – “дрянной, скверной” комнате на краю Петербурга. В “подполье” он и психологически: почти всегда один, предается безудержному “мечтательству”, мотивы и образы которого взяты из “книжек”. Кроме того, […]...
- Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина “Пожар”) Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени – Валентин Распутин. Повесть “Пожар” в творчестве В. […]...
- От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”) Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожале – нию, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, “обнажившимся сердцем”, долгое время оставалась принудительно невостребованной читателями. Действительно, у прозы Платонова трудная судьба. В 1927 г. состоялся его яркий дебют: сборник рассказов “Епифанские шлюзы” принес писателю […]...
- Новое звучание главы “Морфий” из повести “Записки юного врача” Я раздумал лечиться. Это безнадежно. И мучиться я тоже больше не хочу. М. Булгаков В главе “Морфий” Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает очень серьезную проблему – проблему наркомании, сделавшуюся в наши дни настоящим бедствием, охватившую всю страну, значительно “помол одевшую”. Сейчас нередки наркоманы-подростки и даже дети девяти-десяти лет. В своем же произведении Булгаков со страшной правдой […]...
- “Маленький человек” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, – сказал Ф. М. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного […]...
- Положительно прекрасный человек в романе Ф. М. Достоевского “Идиот” Творческий путь Достоевского – путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие буржуазного мира, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни. Позиция Достоевского в общественной борьбе его эпохи чрезвычайно […]...
- Рыцарское служение людям по повести “Записки юного врача” Перед нами одно из ранних произведений Михаила Афанасьевича Булгакова – “Записки юного врача”. Уже на страницах этого произведения проявляются черты писателя, которые со временем станут его авторской индивидуальностью. Это Я необыкновенная искренность, теплота и непосредственность, с какими он обращается к своему читателю, снисходительность и юмор в его отношении к своему герою – вначале довольно самоуверенному, […]...
- Человек на войне (по повести В. В. Быкова “Сотников”) Тема Великой Отечественной войны занимает важное место в творчестве Василя Быкова. Честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу – именно эти проблемы затрагиваются писателем. Но все-таки главной темой творчества Быкова остается, безусловно, тема героизма. Причем писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя […]...
- Гордый человек в произведениях Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и Ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время, я занимаюсь Этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский Федор Михайлович Достоевский считал, что каждому человеку присуще творить. Пока он будет жить, он будет творить, выражать себя. И он жил в борьбе мнений и […]...
- “Русский человек на rendez vous” (Герой повести И. С. Тургенева “Ася” в оценке Н. Г. Чернышевского) Свою статью “Русский человек на rendez vous” Н. Г. Чернышевский начинает с описания впечатления, произведенного на него повестью И. С. Тургенева “Ася”. Он говорит, что на фоне преобладающих в то время рассказов делового, изобличительного рода, оставляющих в читателе тяжелое впечатление, эта повесть – единственно хорошая вещь. “Действие – за границей, вдали от всей дурной обстановке […]...
- “Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой” (В. Г. Белинский) (по повести А. Платонова “Сокровенный человек”) Вся жизнь А. Платонова была призмой, сквозь которую преломлялось все то, что посылала ему судьба. В Платонове всегда гармонично уживались писатель, художник слова, и мастеровой человек, многое умеющий делать своими руками. Будучи литератором и возрождая погибшие вроде бы земли, писатель точно знал, что человек в этой жизни может все, вот только с самим собой, с […]...
- Человек и тоталитарное государство в повести А. П. Платонова “Котлован” Повесть Андрея Платоновича Платонова “Котлован” соединяет в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру, лирику. Писатель не дает никакой надежды, что в далеком будущем на месте котлована вырастет “город-сад”, что хоть что-то поднимется из этой ямы, которую безостановочно роют герои. Котлован расширяется и, согласно Директиве, расползается по земле – сначала вчетверо, а затем, благодаря административному решению […]...
- Сочинение на тему: Человек, когда он человек, без любви на свете жить не может Невесело на свете жить, Коль сердцу некого любить. Т. Г. Шевченко Что такое любовь? Почему так много говорят об этом чувстве? Почему во все времена о любви слагали песни и стихи? Почему именно любовь вдохновляла художников, скульпторов, музыкантов на создание величайших произведений? Какое волшебство скрытой этом чувстве? Идут года, бегут столетия, а человек тщетно пытается […]...
- Человек и природа в повести А. Адамовича “Последняя пастораль” Русская литература последних лет все чаще обращается к общечеловеческим проблемам: человек и его место в этом мире конечность человека и конечность вселенной; в литератур5 все чаще появляются эсхатологические мотивы популярными становятся мифологические образы (образ распятого Христа) и т. д. Современная литература как бы оглядывается назад, обращаете к опыту прошлого; идет переоценка ценностей, и чаще всего […]...
- Человек на войне. По повести В. Кондратьева “Сашка” Наверное, до конца своих дней мы не сможем разобраться с наследием Великой Отечественной войны. И кому, как не писателям, лучше всего понимать это. Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И поэтому вновь и вновь берутся за перо писатели и рассказывают об уроках войны. Страстная вера в то, что […]...
- “Новый человек” глазами М. А. Булгакова (по повести “Собачье сердце”) Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрастает. Становится очевидным то, что талант художника был у Булгакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес роман “Белая […]...
- Советская Россия и “новый человек” глазами М. А. Булгакова (по повести “Собачье сердце”) Основным художественным приемом в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” является гротеск, основной темой – гротескный образ современности. Здесь присутствует типичный для этого приема мотив превращения: появляется на свет существо, соединившее в себе обычную бродячую дворняжку и люмпена-алкоголика Клима Чугункина. Очень реальна и натуралистична Москва, переданная через восприятие пса Шарика, он знает эту жизнь изнутри, […]...
- “Он человек был – человек во всем; ему подобных мне уже не встретить” (по трагедии Шекспира “Гамлет”) Трагедия “Гамлет” стала первой из “великих трагедий” У. Шекспира. Основной идеей произведения является мысль о том, что человечество утратило свой высочайший смысл, слово “человек” перестало быть обозначением высшей ценности, высшей похвалы. Свое стремление спасти мир, восстановить величие человека автор воплотил в образе своего героя – принца Гамлета. Великий драматург ставит перед читателями вопрос – можно […]...
- Может ли быть “лишним” хороший человек? (1) Обломов любезен всем и стоит беспредельной любви. А. В. Дружинин Может ли быть “лишним” хороший человек? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к личности главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов”. Илья Ильич Обломов – человек широкой души и мягкого нрава. Об истоках его характера можно узнать, прочитав “Сон Обломова”, где показаны обстоятельства, […]...
- Изображение маленького человека в повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” (4 вариант) “Станционный смотритель” – это первое произведение в русской литературе, в котором создан образ “маленького человека”. В дальнейшем эта тема была представлена в творчестве Гоголя, Чехова, Толстого. В повести Пушкина этот образ воплощен в главном герое, станционном смотрителе Самсоне Вырине. Повествование автор начинает с описания жалкого существования всех станционных смотрителей. Все проезжающие бранят их, пишут на […]...
- Личность в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Личность в представлении писателей второй половины XIX века – это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои. Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции […]...
- Психологизм Достоевского Федор Михайлович Достоевский – выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога. В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор […]...
- Обломов и “лишний человек” Главным героем романа И. А. Гончарова является Илья Ильич Обломов – добрый, мягкий, добросердечный человек, способный испытывать чувство любви и дружбы, но неспособный переступить через себя – встать с дивана, заняться какой-либо деятельностью и даже уладить свои собственные дела. Но если в начале романа Обломов предстает перед нами как лежебока, то с каждой новой страницей […]...
- Что такое человек (по лирике Омара Хайяма) Рубай Омара Хайяма – философско-лирические четверостишия – известны не только на родине автора, но и во всем мире. Выдающийся ученый, он сумел перенести обширные и глубокие знания во многих областях науки в свою поэзию. Вполне естественно, что как ученого и поэта Омара Хайяма интересовал вопрос: что же из себя представляет человек и его жизнь? Этот […]...
- Человек и среда в рассказах А. П. Чехова Его врагом была пошлость, И он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов […]...
- Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского “Идиот” В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что как бы ни отличались их идейные взгляды на происходящее, есть все же близкие черты и в положительных, и в отрицательных порывах. Вся эта общность связана с двойственной […]...
- Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа “Герой нашего времени” в произведениях русских авторов четко прослеживается “эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского являемся новаторство в исследовании внутреннего мира человека. Психологическое состояние героя становится всеобщей стихией романа, и во всех произведениях Достоевского внутренний мир персонажа показан в периоды максимального напряжения, когда состояние и […]...
- Может ли быть “лишним” хороший человек? (2) В русской литературе второй половины XIX века можно найти много интересных героев. Но, мне кажется, самым колоритным и неоднозначным является Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. “Сколько людей – столько и мнений” – гласит народная мудрость. Каждый может оценивать Илью Ильича в соответствии со своим ощущением. Я считаю Обломова хорошим […]...
- Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского (1) В. А. Жуковский открыл русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Этот художественный стиль во всей полноте раскрыл удивительное дарование поэта. Жуковский написал множество восхитительных лирических стихотворений. Ведущие темы его творчества – дружба, любовь, жизнь природы. Поэт рисует картины окружающего мира глубоко эмоционально, при этом окутывая все дымкой туманности, таинственности и […]...
- Мои раздумья над романом Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром Ему достается, что ее еще надо купить, заплатить за нее Великим будущим подвигом… Ф. М. Достоевский Реакция читателя на этот роман неоднозначна. Более того, часто можно услышать негативные отзывы о самом романе (“хмуром и злом”), о главном герое (“какой-же герой, если убийца”), об отсутствии […]...
- Сочинение на тему: Человек – мастер собственного образа Перефразируя высказывание Экзюпери, можно вывести образно формулу рождения собственного образа: человеческий дух (стремления, воля, желания), коснувшись бесформенной, биологической оболочки, творит из нее Человека. Человека – творца, мыслителя, мастера. В том случае, если человек осознал основное содержание своей деятельности, определяющей его жизненные цели и планы, если ему недостаточно просто физического существования. Если же смысл жизни сведен […]...
- Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа – молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для “низших” людей. Чтобы как-то исправить […]...
- В чем своеобразие художественной манеры Ф. М. Достоевского? Человек – вот тайна, и если будешь Ее разгадывать всю жизнь, не говори, Что потерял время зря. Я Занимаюсь этой тайной, Ибо хочу быть человеком… Ф. М. Достоевский Все творчество Достоевского – это художественные исследования человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского – это человек, потерявший целостность, человек в разладе, в несовпадении […]...
- Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1) “Преступление и наказание” – психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует их взаимодействие. Герой совершает убийство. Автор прослеживает путь душевных переживаний и борьбы этого человека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, […]...
- Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадок сальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди […]...
- Новый ли человек Штольц? (2) Все мы знаем, что в каждую эпоху есть люди, значительно опережающие свое время по развитию и образу мышления. Сегодня мне хотелось бы порассуждать о том, был ли в романе Гончарова “Обломов” новым человеком Андрей Штольц. Я хотел бы начать свой рассказ с истории жизни Андрея: “Штольц ровесник Обломову, и ему уже за тридцать лет. Он […]...
- Человек и Рок в произведениях Л. Н. Андреева Л. Андреев – один из самых пессимистичных писателей в литературе начала XX века. Он носитель катастрофического сознания и идеи бесприютности человека в мире. Его творчество – реакция на неспокойное, “смутное” время, “страшные годы” России. Произведения Л. Андреева вобрали в себя дух эпохи. Чувствуя неизбежность гибели старого мира, писатель не верит в стремительное великолепное возрождение. Художественный […]...
- Роль идеи в судьбе героев И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского Русскую литературу всегда отличала неистребимая жажда разрешения актуальных общественных проблем. Лучшие писатели чувствовали себя носителями истины, проповедниками, учителями жизни. Соответственно и герои их произведений- это “герои мировоззрения”, люди, ищущие смысл бытия, исповедующие какую-то идею. В центре внимания русских писателей оказывается человек с пытливым умом и беспокойным сердцем. Он создает теории, стремясь объяснить жизнь, но чаще […]...
- Человек и окружающий мир в произведениях Бунина В лесу, в горе, родник, живой и звонкий, Над родником старинный голубец С лубочной почерневшею иконкой, А в роднике березовый корец. Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты, Но этот крест, но этот ковшик белый Смиренные, родимые черты! И. А. Бунин И. А. Бунин с необыкновенным мастерством описывает в своих произведениях полный […]...
- Краткое содержание Записки Мальте Лауридса Бригге – Рильке Райнер Мария Записки Мальте Лауридса Бригге Краткое содержание романа Герой повествования, двадцативосьмилетний датчанин Мальте Лауридс Бригге, последний представитель знатного рода, оказывается в Париже в полном одиночестве и на грани нищеты. Его наблюдения отныне сосредоточиваются на том, как живут в Париже отверженные: ночлежки, вонь хлороформа в больнице для бедных, грохот трамваев, нищие, продающие что-то или пытающиеся всучить прохожему […]...
Твир моя украина.