Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский был создателем нового типа лирики, необычайно раздвинувшей свои границы, вышедшей на широкий простор политической и социальной действительности. Подобные “прорывы” совершались, конечно, лирикой и в прежние времена, но никогда – в таком масштабе. Определяющая черта лирики Маяковского – личное восприятие явлений общественного характера. Он сознательно совершал революцию в поэзии, противопоставляя создаваемую им лирику традиционной и демонстративно подчеркивая, что для него именно такая, социально значимая, лирика – выражение самых интимных, самых личных чувств и переживаний. Возьмем, к примеру, стихотворение “Атлантический океан”, в котором Маяковский обращается как будто к одной из традиционных поэтических тем – теме природы. Секрет оригинальности и самобытности этого стихотворения в том, что образные средства для поэтизации океана поэт черпает из сферы, наиболее для него близкой и значимой, – мира революции. Рождение образа революции из глубин океанской стихии в стихотворении не случайно, оно “объяснено” самим поэтом, обнажившим его внутренний “механизм”:
Волны
Будоражить мастера:
Детство выплеснут;
Другому
Голос милой.
Ну, а мне б
Опять
Знамена простирать!
Вон
Пошло,
Застарело,
Загромило!
Величие водной стихии, ее гипнотическая

завораживающая мощь пробуждают в человеке самые интимные переживания, душа полнится тем, что ей наиболее дорого и близко. Для Маяковского это не умиляющие воспоминания детства, не любовные мечтания – это святая святых его сердца – Революция. И сказано о ней так (“Ну, а мне б опять знамена простирать… “), что в вольном ритме строки (особенно остро ощущающемся после информационно-будничных первых двух строк) и в ее торжественно-праздничной лексике читается большое и волнующее романтическое чувство, по своему напору равное океанскому валу. Недаром в следующей строке: “Вон – пошло, затарахтело, загромило”, – рисующей океанскую мощь и ширь, уже угадывается образ революции. “Дать бы революции такие же названия, как любимым в первый день дают!” – восклицает Маяковский. Эти слова – символ, образное выражение того внутреннего, неповторимо индивидуального преломления, которому подвергалась в его поэзии социально-политическая тематика, вылившаяся в интимную лирику высокого накала. В этой строке нельзя не ощутить вызова традиционным представлениям о лирике как жанре преимущественно любовном. Вопреки этим представлениям поэт утверждает лирику своего страдающего сердца, для которого самым важным и близким является то, что значимо для всего народа. Эту новую ипостась прекрасного – сферу активной политической борьбы, общественных интересов – поэт намеренно противопоставляет также и другой традиционной лирической теме – теме природы.
Чье сердце
Октябрьскими бурями вымыто,
Тому ни закат,
Ни моря революции,
Тому ничего,
Ни красот,
Ни климатов
Не надо
Кроме тебя,
Революция!
В этих стихах вызов лирике, воспевающей природу, звучит открыто, явно. Но иногда Маяковский не вступает в открытую полемику, а, перенеся ее вглубь произведения, пронизывает ею внутреннюю его структуру, строит стихотворение как бы на негативном звучании метафор, обычно сопровождающих пейзажную лирику. В этом случае рождается нечто похожее на поэтическую декларацию:
Поэтом не быть мне бы,
Если б
Не это пел
В звездах пятиконечных небо
Безмерного свода РКП.
Утверждая право поэта на творческое освоение сферы социальной жизни, Маяковский не случайно использует здесь образы неба и звезд. Он привлекает их для того, чтобы тут же перечеркнуть, дискредитировать эти традиционные атрибуты лирики, противопоставив им иное “небо” и иные “звезды”. Лирика Маяковского послеоктябрьского периода – своеобразная энциклопедия тринадцати героических лет жизни страны. Ничто не ускользало от внимания поэта, все вызывало его страстный, заинтересованный и горячий отклик. Все, чем бурлила жизнь двадцатых годов, пропитало собой “слова-бичи” и “нежность слов” поэта, художественно преломилось в его творчестве, сделав его своеобразной лирико-героической летописью революции.
Конечно же, лирика Маяковского не была неизменной. Она прошла сложный путь, отражая в себе идейно-художественную эволюцию поэта, развитие его творческого метода и стиля. И естественно, вместе с поэтом этот тернистый путь прошел и лирический герой. Он становится героем эпохи. Он совершает революцию, защищает ее в огненной буре гражданской войны. Он, как и сам поэт, хочет, чтобы “в дебатах потел Госплан,.. давая задания на год”; он – пламенный патриот и великий интернационалист; он беззаветно трудится, в холод и зной, воздвигает в далеких, необжитых краях завод-гигант, способный “в сотни солнц мартенами воспламенить Сибирь”, строит город-сад будущего…
Обновление, возрождение души человека, души народа поэт связывает с обновлением мира, революционным его переустройством. Именно поэт с предельной обнаженностью души и сердца, поэт, с юных лет открыто связавший свою судьбу с передовыми революционными идеями века, страстно мечтавший “делать социалистическое искусство”, бескомпромиссно отвергавший мир буржуазного стяжательства и беззакония, где все покупается и продается, – только такой поэт мог сказать в дни крушения старого и рождения нового мира: “Моя революция”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Твір опис гірської місцевості у художньому стилі.
Ви зараз читаєте: Поэт и революция в лирике В. В. Маяковского