Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (3)
Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его “двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, “шатания”, “заблуждения”.
В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным
Рядом с “механическим человеком”, “последователем” нигилизма Лебезятниковым,
Свидригайлов – человек без совести и чести – как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов – самый мучительный для Раскольаикова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов – это своеобразный “черный человек”, который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они “одного поля ягоды”, и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой. Раскольников все время стремится разорвать ту нить, которая внутренне связывает его, совершившего преступление, со Свидригайловым. Не случайно именно с появлением Свидригайлова связана линия Германна из пушкинской “Пиковой дамы”. В сне Раскольникова после появления Свидригайлова проходит “видение Германна” – мучительный образ убитой старухи. Черты человека, одержимого идеей обогащения и самоутверждения, добровольно отказавшегося от любви и счастья, частично воплощаются в Раскольникове. Но трагедия героя Достоевского углубляется, расширяется.
В “Преступлении и наказании” – это трагедия не только характера, но и времени. Перекличка с Пушкиным подчеркнута и сюжетно: оба героя стремятся начать новую, чистую жизнь, однако не останавливаются перед преступлением (они тоже похожи – убийство никчемной, никому не нужной старухи). И в одном и в другом случае преступление влечет возмездие. Пушкинская тема преступления и возмездия за него проходит и в романе Достоевского, только он решает ее по-другому.
Достоевский развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образы Сони, Порфирия Петровича, Миколки, взявшего на себя преступление Раскольникова и решившего пострадать. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла – одна из самых заветных и любимых мыслей писателя.
Таким образом, сопоставление Раскольникова с другими героями глубоко связано с философским смыслом романа.
Твір як я люблю природу.