Русский писатель XX века (идеалы, творчество, судьба)
XX век подарил нам немало замечательных писателей. Им выпало жить в “минуты роковые” российской истории, в эпоху социальных потрясений. Это было время, когда надежды на обновление мира соединялись с тревогой и настороженным отношением к неизбежным переменам в жизни русских людей. Многим писателям судьба уготовила серьезные испытания, но путь истинного художника никогда не бывает простым. Одним из тех, кто никогда не боялся жизни и не переставал работать над собой, был А. Куприн. Его произведения давно стали любимыми для русских людей,
С самого начала А. Куприну приходилось полагаться на собственные силы и мужество. Отец умер, когда сыну был год, поэтому с раннего детства мальчик был вынужден жить в “больших казенных домах”. Он прошел обычный по тем временам путь сироты “из благородных”: московский пансион, Вторая московская военная академия, Александровское военное училище, четыре года службы в пехотном полку. Но трудностей писатель не боялся никогда. А. Куприн рвался увидеть и испытать все, что доступно человеку.
С поражением России в русско-японской войне и началом первой русской революции открылись новые пути для литературы. Под влиянием исторических событий и собственного опыта А. Куприн пишет повесть “Поединок”.
Художественный смысл сцен, картин, эпизодов произведения составляет осуждение “мертвой пустоты жизни” (жизни в целом, а не только армейского быта), всего, что уродует человеческую душу. О торжестве разумных, чистых, искренних отношений страстно мечтают наиболее близкие автору герои – Ромашов и Назанский. Последний предчувствует неотвратимость глубоких социальных потрясений, в итоге которых жизнь человеческая “станет сладким трудом, свободной наукой, дивной музыкой, веселым, вечным и легким праздником”. Устами этого героя высказаны многие идеи, мысли и настроения писателя. Ромашов же – воплощение любимого авторского образа правдоискателя и гуманиста, в размышлениях и поступках которого отразилась проблема выбора человеком пути к истине и справедливости. Изображая этого молодого героя, А. Куприн прослеживает процесс духовного “распрямления” личности. Но, увы, соприкоснувшись с жизнью и сделав первый шаг на пути к самостоятельности, герой гибнет. Его смерть – приговор бесчеловечной, жестокой действительности. В годы реакции писатель все чаще обращается к теме любви, которая изображается как “первоисточник мира и его властелин”. Авторское отношение к одному из прекраснейших человеческих чувств легко понять, прочитав “Олесю” и “Поединок”. Но окончательно концепция любви оформляется к моменту написания повестей “Суламифь” и “Гранатовый браслет”. А. Куприн изображал ее как чувство, возносящее “в бесконечную высь ценность человеческой личности”. Любящий человек должен быть способен на самопожертвование, нравственный подвиг. Требования писателя очень высоки, потому что любовь для него – это божественный дар, которым наделены только по-настоящему талантливые люди. В повестях А. Куприна один из двух героев приносит себя в жертву, чтобы пробудить душу другого. В бескорыстном служении своему избраннику писатель видел подлинный смысл любви. “Девушка из виноградника” Суламифь в одноименной повести подарила возлюбленному новый взгляд на мир. К моменту первой встречи знаменитый царь Соломон подошел пресыщенным всеми благами, равнодушным к себе и печальным. Любовь к Суламифи открывает ему небывалое счастье и новое понимание бытия. С прекрасной девушкой уставший, разочарованный человек заново переживает свою молодость. Так же естественно, как дарила любовь, Суламифь отдает жизнь, спасая Соломона. Если иудейский царь и его избранница – личности романтические, необыкновенные, то герой повести “Гранатовый браслет” – человек совершенно, казалось бы, прозаический. Он всего лишь скромный телеграфист. Но социальное положение ничего не значит, когда речь идет о способности любить. Незаметный Желтков наделен великим даром платонической любви к женщине. Ценой своей жизни он пробудил душу Веры Николаевны, которая вдруг поняла ненормальность своей размеренной, но фальшивой жизни.
В большинстве произведений А. Куприна печальный финал, хотя его самого считают самым жизнелюбивым среди русских писателей. Гармонии с миром он достигал благодаря творчеству, которое приносило радость и удовлетворение. А, Куприн был счастливым человеком очень долго – до отъезда в эмиграцию. Восемнадцать лет, проведенные за границей, писатель впоследствии назвал годами своего несчастья. Вдали от родины ему жилось хуже, чем кому-либо. Сам он говорил: “Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, ком в горле”. Русским, живущим во Франции, писатель посвятил роман “Жанета” В нем показана душевная драма человека, одинокого, всеми забытого в чужой стране. Эти переживания стали глубоко личными для А. Куприна: невыносимой была скитальческая жизнь изгоя. В конце концов он принял решение вернуться домой. Незадолго до смерти писатель сказал жене: “Мамочка, как жизнь хороша! Ведь мы на родине? Скажи, скажи, кругом – русские! Как это хорошо!”
А. Куприн прожил нелегкую, но яркую жизнь и написал прекрасные книги. Мы благодарны ему за глубокую человечность, тончайший талант, любовь к своей стране, непоколебимую веру в счастье. Произведения А. Куприна – это своеобразная энциклопедия нравственно безупречных человеческих желаний и чувств.
Розвиток національного театру драматургії 20 30-х років.