Сатира В. В. Маяковского

… Сатира должна обладать зубами и когтями, ее плуг должен глубоко пахать почву, чтобы на ней вырос впоследствии хлеб нашей жизни, а не гладить бурьян по поверхности. Сатира должна остаться великим искусством ума и гневного сердца, любовью к истинному человеку и его защитой…
А. Платонов
“Сатирик – это писатель, изъясняющийся на языке смеха, бесконечно разнообразном, пестром, занимающем на изобразительной шкале искусства длиннющий диапазон, от трагической иронии до озорной забавы, до первоапрельского розыгрыша или детской

кучималы с подначками, затрещинами и щекоткой”, – утверждал А. Вулис.
Но все-таки у каждого сатирика язык смеха – свой, отыскивающий в палитре приемов именно то, что по душе именно этому автору, заимствующий у этого изобилия красок нужную, порой единственную, которая наиболее точно отразит и характер остроты, и передаваемую мысль. Персональное писательское чувство юмора жаждет реализации – и непременно получает ее в текстовом выражении как нечто отделившееся от первоисточника, живущее собственной, независимой жизнью, а противостояние “я – вы” порождает неповторимые “самоценные”
образы.
Выдающимися мастерами сатиры в мировой литературе были признаны в эпоху Возрождения Рабле и Сервантес, в век Просвещения – Свифт. В русской литературе ХVIII-ХIХ веков сатирическое направление проявилось в творчестве Д. И. Фонвизина, в баснях И. А. Крылова, в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, в творчестве Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.
В XX веке эстафету принял Владимир Маяковский.
Под его пером неповторимые, величественные черты времени засияли, словно освещенные лучами прожектора. Уродство и глупость поэт довел до гротеска, до апофеоза абсурда.
Уже в ранних стихотворениях В. Маяковского в сатирическом ключе подан мир “жирных” обывателей, смотрящих “устрицей из раковин вещей” (“Нате!”, 1913).
О них же, потерявших человеческое обличье (“нет людей”), равнодушных ко всему, кроме плотских радостей, поэт с сарказмом говорит в 1916 году:
Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.
Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.
Два аршина безлицого розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголочке вышита.
С началом мировой войны “адресат” иронических посланий Маяковского предстает во все более отвратительных красках:
… вы измазанной в котлете губой
Похотливо напеваете Северянина.
Сотрудничество Маяковского в “Новом Сатириконе” не прошло бесследно. Кроме фельетонов, им был написан ряд “Гимнов” (“Гимн судье”!, “Гимн критику”, “Гимн обеду”, “Гимн здоровью”), каждый из которых не прославляет, как предписано жанром, а обличает все тот же ненавистный “жрущий” мир, равнодушный ко всему на свете, кроме своего благополучия, мир, самим своим существованием подавляющий все неординарное, выходящее за привычные рамки. В этих произведениях автор следует лучшим традициям русской классической сатиры. Так, “Гимн судье” (1915) похож на сказку Салтыкова-Щедрина: в экзотическом Перу судьи готовы “не пущать” все примечательное – от колибри и павлинов до “курящего” вулкана и… стихов Маяковского. А концовка его напоминает мораль другого сатирического жанра – басни:
Судьи мешают и птице, и танцу,
И мне, и вам, и Перу.
В “Гимнах”, посвященных взяточникам, угадываются мотивы Гоголя и Грибоедова:
И нечего доказывать – идите и берите,
Умолкнет газетная нечисть ведь.
Как баранов, надо стричь и брить их.
Чего стесняться в своем отечестве?
К теме “бессмертной” взятки Маяковский возвращался неоднократно уже в советское время, выставляя с помощью “увеличительного стекла” сатиры напоказ все “дрянцо” старого мира, возродившееся после бурь революции и гражданской войны.
Революционный переворот, свершившийся в октябре 1917 года, Владимир Маяковский воспринял с радостью. Он не сомневался, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.
Вначале он направляет свое перо против непосредственных врагов советской власти – белогвардейцев и интервентов.
В период работы в “Окнах РОСТА” лирический герой Маяковского бунтующий, гневный, воинствующий, а сатира носит откровенно агитационный характер:
Меньшевики такие люди,
Мамашу могут проиудить.
Но уже в 1921 году появляется стихотворение “О дряни”, в котором поэт обличает “мурло мещанина” нового советского времени, бюрократов, “свивших” “уютные кабинеты и спаленки”. В сатирическом произведении “Прозаседавшиеся” (1922) Маяковский в абсурдных образах высмеивает бумажную волокиту и бесконечные бесполезные заседания. Кричащий с портрета Маркс – гротеск в стихотворении “Одряни”, “людей половины”, присутствующие “на двух заседаниях сразу”, “голосок секретаря”, невозмутимо докладывающий о том, что “поневоле приходится раздвояться”.
Стихотворения “О дряни” и “Прозаседавшиеся” открыли целую галерею ярких сатирических произведений Маяковского середины 1920-х годов: “Сергею Есенину” (1926), “Взяточники” (1926), “Критика и самокритика” (1928), “Плюшкин” (1928), “Трус” (1928) и др. Гневная сатира служит великой цели, и потому поэт не имеет права успокаиваться, пока еще “очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг”. Это не только заокеанские и европейские “буржуи”, которым к нарядному платью “еще б и голову”, но и свои, доморощенные подлизы, сплетники, халтурщики, бюрократы, ханжи, хулиганы, пьяницы и прочее “дрянцо”. “Дрянцо хлещите рифм концом!” – призывает поэт, и сам беспощадно хлещет и бюрократа, и сплетника, и подлизу-приспособленца:
Лижет ногу,
Лижет руку,
Лижет в пояс,
Лижет ниже.
… … … … … … … … … … … …
А язык?!
На метров тридцать
Догонять
Начальство
Вылез
Мыльный весь,
Аж может
Бриться,
Даже
Кисточкой не мылясь.
“Сатиры смелый властелин” – эти слова в полной мере можно отнести к В. Маяковскому. Он был необыкновенно смелым художником, бескомпромиссным и до конца честным. В своих произведениях он высмеивал и изобличал не только “мелкое” зло, он обличал попустительство властей, разоблачая тем самым губительную политику советских чиновников, лицемерный бюрократический аппарат. Одно из самых смелых сатирических произведений – “Мрачное о юмористах” (1929) – неприкрытая атака поэта на “властителей”. Маяковский не просто изобличает, но и других поэтов призывает – “присоединяйтесь!”:
Дураков
Больших
Обдумав,
Взяли б
В лапы
Лупы вы.
Мало, што ли,
Помпадуров?
Мало
Градов Глуповых?
Припаси
На зубе
Яд,
В километр
Жало вызмеи
Против всех,
Кто зря
Сидят
На труде,
На коммунизме!
Чтоб не скрылись,
Хвост упрятав,
Крупных
Вылови налимов –
Кулаков
И бюрократов,
Дураков
И подхалимов.
Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению пороков и недостатков, призыв “к вечной драке со злом”.
Сатирические темы затрагиваются Маяковским не только в стихотворениях, но и в ряде драматических произведений. Поэт по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, все работает на гиперболизацию.
Показательны в этом отношении “Мистерия-Буфф” (1918) – сатира на старый мир, пьеса “Клоп” (1928), направленная против пошлости и мещанства, и “Баня”, – “драма в шести действиях с цирком и фейерверком”, разоблачающая бюрократизм. Темы, затронутые в этих произведениях Маяковского, злободневны, остры, а сатирический эффект достигается за счет гиперболизации недостатков и введения элементов фантастики.
Сатирическое творчество Владимира Маяковского отчетливо ориентировано на будущее. Он верил, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь, а потому, стремясь “выволочь республику из грязи”, неустанно разоблачал, высвечивал, высмеивал пороки современности, “всю свою звонкую силу поэта” отдавая родной стране и ее трудовому народу”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Твір опис процесу праці хліб.
Ви зараз читаєте: Сатира В. В. Маяковского
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.