Сочинение на тему: В чем отличие идеалов от идолов (1 вариант)
Когда природа лишила человека его способности
Ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, –
Идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно
Стремится к лучшему – все выше! Сделайте это стремление
Сознательным, учите людей понимать, что только в
Сознательном стремлении к лучшему – истинное счастье.
М. Горький
Идеал и идол – как схожи по звучанию эти слова! Но какие разные, даже в чем-то противоположные по значению. Насколько велико созидательное влияние идеалов, настолько же губительно влияние идолов.
Идеал – это всегда воплощение чего-то высокого, светлого. Во многом это понятие является синонимом понятия “прекрасное”. Не случайно Гегель считал его образом человеческого духа, вечно развивающегося,
Совсем другое содержание несет в себе понятие идол (в переводе с греческого – образ, подобие). Идолом называется предмет слепого, безрассудного поклонения. Издревле им считалось некое божество, тотем, иногда это было изображение или какая-то принадлежность этого божества. Идолам поклонялись, им приносили жертвы, для них совершались обряды, иногда – жестокие и бесчеловечные. Поклонявшиеся идолам не думали о том, что и для чего они делают, их действия были лишены всякого смысла. Разум таких людей постепенно затмевался, кроме слепого почитания в их жизни не существовало ничего. К сожалению, и в настоящее время существуют идолы, или кумиры, которые заполоняют разум человека, подчиняют его себе. Ими зачастую становятся известные личности, звезды кино или эстрады. И люди, фанатично одержимые предметом своего обожания, совершают безрассудные, недоступные пониманию и не подчиняющиеся никакой логике поступки. Они покупают за немыслимо высокие цены изображения своих кумиров, предметы, когда-то им принадлежавшие – одежду, обувь и тому подобное. Они появляются в местах, где могут встретить своих “идолов”, для того только, чтобы увидеть, прикоснуться, “поцеловать плечико”… На концертах звезд такие фанаты устаивают драки “не на жизнь, а на смерть”, стремясь попасть поближе к предмету обожания. Некоторые доходят в своем безумстве до того, что режут себе вены, лишают себя жизни “во имя своего кумира”. Честно говоря, я считаю, что фанаты в таком понимании и проявлении – это люди ущербные в чем-то, не получившие возможности или не нашедшие способа реализоваться сами. Полноценный человек, личность, старается достичь в жизни чего-то сам, такой человек постоянно самосовершенствуется, если у него остается достаточно свободного времени, он находит себе занятие по душе, увлечение, хобби. А у фанатов, которые слепо следуют за своим “идолом”, живут по его распорядку, его заботами и радостями, просто нет ничего своего, и это, по-моему, достойно глубокого сожаления.
Таким образом, если идеал – это высокая светлая цель, которая ведет человека по пути развития и совершенствования, то идол – это болезнь, “поражающая разум и приводящая к деградации”. Стараясь достичь идеала, мы познаем окружающий мир, стараемся больше узнать, большему научиться, чтобы приблизиться к желаемой цели. Когда же мы подчинены влиянию идолов, то не развиваем себя, а лишь слепо следуем за своим божеством, совершая бездумные автоматические действия.
Однако идолом может стать не только божество, человек, предмет, но и навязчивая идея – цель, пусть и неосознанная. Парализуя волю и характер человека, она заставляет его соблюдать ритуалы, запреты, предписания, постепенно превращая в бездумное существо, которое не видит и не сознает ничего, кроме своего идола и всего, что с ним связано, в суеверии обожествляя и боясь его. “Суеверие ослабляет, оглупляет, – писал Э. Золя, – относиться к нему терпимо – не значит ли это навсегда примириться с невежеством, возродить мрак средневековья?” Я полностью согласна с таким мнением.
Подводя итог, можно образно сказать, что идеал, это – свет, а идол – тьма. И, размышляя над вопросом, чем же они отличаются, становится очевидно, что они различны как день и ночь, как небо и земля, как белое и черное. Стремление к идеалам должно всячески поощряться, тогда как сотворение кумиров, на мой взгляд, необходимо пресекать, с этим явлением надо вести активную борьбу. И, как сказал когда-то восточный философ Сюнь-цзы, “чем думать только о поклонении естественным явлениям и вещам, не лучше ли заняться установлением их сходства и различия с тем, чтобы не допускать ошибок?..”
Пятнадцятыричный капитан скорочено.