Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Не убий. Кто же убьет, подлежит суду.
Евангелие от Матфея
Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, написанный в 1866 г., затрагивает сложные социальные, философские, морально-этические проблемы, которые волновали писателя не один год.
Уже само название заставляет задуматься: почему Ф. Достоевский так назвал этот роман? Первое слово понятно: Раскольников совершил преступление – убил двух женщин. А “наказание”? В чем оно? Наказание – это осознание самим Раскольниковым губительности теории “сильной личности”,

оправдывающей право убивать. И вместе с этим осознанием – муки совести за содеянное. Убив старуху и ее сестру, он убил часть самого себя. И в этом, я думаю, психологическая коллизия романа.
Что же превратило Родиона Раскольникова в преступника? Что стало мотивом его преступления? Деньги, попытка устроить свою жизнь и облегчить жизнь близких ему людей? Или же созданная им теория и стремление доказать правильность ее на практике, проверить самого себя: может ли он “преступить закон” и на этом основании считать себя личностью “необыкновенной”? Так в судьбе Раскольникова тесно переплелись
социальные, философские и психологические проблемы романа.
Что же сформировало эту теорию, послужило ее основой? Часть ответа на этот вопрос мы находим на первых страницах романа. Родион Раскольников беден, его подавляет эта бедность, чуть ли не нищета. Его жизнь в тесной каморке, где низкие потолки и тесные комнаты “душу и ум теснят”, невыносима. Она особенно невыносима для человека, у которого есть чувство собственного достоинства, который мнит себя “высшим существом”, способным стоять над людьми и законом. Для осуществления эгоистических мечтаний не хватает малого – денег. У Раскольникова их нет. А совсем рядом – у старушки-процентщицы – лежат деньги, которые ничего не стоит взять. Правда, при этом нужно убить. Но разве он человека убьет? Нет, он убьет никому не нужное, вредное существо, недостойное жить на свете. В этом ужасная суть теории Раскольникова: убить, разрешить себе убить “по совести”. И оправдание этому он находит в том, что, забрав деньги, он сможет помочь матери и сестре. На примере семьи Мармеладовых он видит, что безысходная бедность ведет человека к моральному преступлению против самого себя. Нищета ставит дилемму: нарушить нравственность – преступно, не нарушить – тоже преступно по отношению к близким. Узнав о судьбе Сонечки, за счет “падения” которой выживает семья и пьет ее отец, Раскольников думает: “Ко всему-то подлец человек привыкает!” Так логика жизни вступает в противоречие с нравственными законами и служит оправданием любого преступления.
Сама идея Раскольникова предполагает выживание и возвышение за счет других. Он, поделив человечество на два разряда – высших и низших, наделив первых правом убивать, убирать со своего пути тех, кто мешает, пытается понять, к какой категории принадлежит он сам. Раскольников наделяет себя правом убивать, причисляя себя к Наполеонам, оправдывая себя тем, что по их вине погибли тысячи, а он-то покушается на жизнь всего одного человека ради, как ему думается, благополучия многих. Он идет с топором к старухе, сомневаясь и не веря до последнего момента в то, что он “это” совершит. Даже самому себе он не хочет признаться, что идет убивать, чтобы проверить действенность своей теории и узнать про себя – “тварь” ли он “дрожащая” или “право имеет”. Он поймет это позже, осознает и скажет Соне: “Я просто убил; для себя убил, для себя одного… ” К нему приходит страшная правда: да, он смог переступить через кровь, но убив, он убил самого себя: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку”. Вот это уничтожение самого себя заставляет его вновь и вновь мысленно переживать убийство, вызывает муки совести. Совершив убийство, он не смог переступить через самого себя, через свою “натуру”, через понимание того, что он преступник. Раскольников не чувствует себя победителем, он не обрел успокоения и счастья, поступив по праву “необыкновенных людей”. А это значит, что его теория о праве сильного на преступление потерпела крушение, а сам он, как и любой другой человек, не имеет права убить человека. Божий закон “Не убий!” сильнее всех теорий. Не случайно поэтому именно к Сонечке приходит Раскольников с раскаянием и именно она советует ему просить прощения у всего мира. Автор наказывает своего героя по законам совести, доброты и морали. Не случайно поэтому наказание по юридическим законам, суд над Раскольниковым и все последовавшее за ним занимает в романе совсем немного места. Для Достоевского важнее суд совести.
Одинок ли Раскольников в идее сильной личности? Достоевский, будучи мастером социально-психологического романа, создает образы “двойников” главного героя: расчетливого дельца-предпринимателя Лужина и циничного авантюриста с садистскими наклонностями Свидригайлова. Их поступки и образ жизни есть лишь социальные варианты доведенной до логического завершения идеи сильной личности, стоящей над людьми и имеющей над всеми власть. Экономическая теория Лужина способна, по зрелому размышлению, привести к теории Раскольникова, а ее дальнейшее развитие приводит к “свидригайловщине”, к утрате различия между добром и злом, к полнейшему нравственному разложению личности и ее гибели. Этим Достоевский хотел показать губительность идеи Раскольникова для общества и личности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Проблематика новели залiзний острiв.
Ви зараз читаєте: Социальные, философские и психологические мотивы преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.