“Теркин – кто же он такой?” (По поэме А. Т. Твардовского “Василий Теркин”)
Художественная литература в период Великой Отечественной войны имеет ряд характерных, своеобразных особенностей. На мой взгляд, одной из самых главных ее особенностей является патриотический героизм людей, которые действительно любят свою Родину. И самым удачным примером такого героизма в художественном произведении по праву можно считать поэму Александра Трифоновича Твардовского – “Василий Теркин”.
Самые первые главы поэмы “Василий Теркин” были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Автор успешно назвал свое произведение
Главный герой поэмы, конечно же, солдат – Василий Теркин. Недаром его фамилия созвучна слову “тереть”: Теркин бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: “в строй с июня, в бой с июля”. Теркин – воплощение русского характера. Он не выделяется ни значительными
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный:
Теркина бойцы считают своим парнем и радуются, что тот попал именно в их роту. Теркин не сомневается в окончательной победе. В главе “Два солдата” на вопрос старика, удастся ли побить врага, Теркин отвечает: “Побьем, отец”. Основными чертами характера Василия Теркина можно считать скромность и простоту. Он убежден, что истинный героизм заключается не в красоте позы. Теркин думает, что на его месте каждый русский солдат поступил бы точно так же. Необходимо обратить внимание и на отношение Теркина к смерти, что небезразлично в боевых условиях.
С тех пор, как смолкли пушки и в “Книгу про бойца” были вписаны ее заключительные строфы, исполненные мудрости и светлой печали, прошло уже много лет. Иной читатель, иная жизнь вокруг, иное время… В каком же отношении к этому новому времени находится “Василий Теркин”? “Книга про бойца” и образ Теркина могли родиться лишь на войне. Дело не только в теме и не только в полноте и точности, с какой запечатлены здесь обстоятельства солдатского быта, переживания фронтовика – от любви к родному краю до привычки спать в шапке. Книгой своего, военного времени, поэму Александра Твардовского делает, прежде всего, органическая и многосторонняя связь ее содержания и художественной формы с тем неповторимым состоянием народной жизни и общественного сознания, которое было характерно для периода Великой Отечественной войны.
Нашествие Гитлера означало смертельную угрозу самому существованию нашего общества, самому существованию русской, украинской и других наций. Перед лицом этой угрозы, под страшной тяжестью обрушившегося на страну великого бедствия все заботы мирного времени отступали на второй план. И самой характерной особенностью этого периода было единство. Единство всех слоев общества, единство народа и государства, единство всех наций и народностей, населяющих нашу страну. Любовь к Родине, тревога и ответственность за нее; ощущение родства со всем советским народом; ненависть к врагу; тоска по родным и близким, скорбь о погибших; воспоминания и мечты о мире; горечь поражений в первые месяцы войны; гордость растущей силой и успехами наступающих войск; наконец, счастье великой победы – эти чувства владели тогда всеми. И хотя эта, так сказать, “общенародность” чувств отнюдь не исключала в людях побуждений и переживаний сугубо индивидуальных, на первом плане у всех было то, о чем автор “Теркина” сказал такие простые и такие единственные, всем запомнившиеся слова:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
Нередко приходится герою поэмы сталкиваться со смертью. Однако жизнерадостность и природный юмор помогают ему справиться со страхом, побеждая таким образом саму смерть. Теркин привычно рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя.
Когда замерзшему Теркину оказывают медицинскую помощь, он шутит:
Растирали, растирали…
Вдруг он молвит, как во сне:
– Доктор, доктор, а нельзя ли
Изнутри погреться мне?
Теркин готов плыть назад, проявляя тем самым недюжинную волю и мужество.
Поэма “Василий Теркин” может считаться одним из истинно народных произведений. Интересно, что многие строки из этого произведения перекочевали в устную народную речь или же стали популярными стихотворными афоризмами. Можно привести ряд примеров: “Смертный бой не ради славы – ради жизни на земле”, “сорок душ – одна душа”, “переправа, переправа – берег левый, берег правый” и многие другие.
Василий Теркин, как говорится, мастер на все руки. В суровых военных условиях он не перестает трудиться на благо своих товарищей: умеет и починить часы, и наточить старую пилу. Кроме того, Теркин – мастер играть на гармонике, он развлекает товарищей по оружию, бескорыстно дарит им минуты радости. Кто же он – Василий Теркин?
Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе – хоть куда.
Прообразом Василия Теркина является весь сражающийся, боевой народ. Сегодня с уверенностью можно сказать, что поэма “Василий Теркин” остается одним из наиболее любимых произведений о Второй мировой войне.
По всему своему складу “Книга про бойца” – это дитя военного времени, эпохи самостоятельной в своем развитии, отделенной от нас не только временем, но и крутыми поворотами истории. Однако, как и много лет назад, поэма “Василий Теркин” остается сегодня одной из самых любимых и знаемых среди русского народа книг. Василий Теркин соединяет в себе все черты русской, глубокой, непостижимой души, которую и до нашего времени трудно понять другим народам.
Дискусія у чому сенс життя.