Урок мужества и душевной стойкости (по поэме А. А. Ахматовой “Реквием”)
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река…
А. Ахматова
К 30-м годам XX века Россия уже пережила два Апокалипсиса – революции и гражданскую войну. Людям казалось, что страшнее этих событий, страшнее пережитых страданий уже ничего не может случиться, но судьба распорядилась по-своему. Тоталитаризм, диктатура Сталина, пришедшие им на смену, заставили людей жить, “под собой не чуя страны”, боясь не только поступков и слов, но даже мыслей своих. И все-таки даже в эти времена оставались люди, имевшие смелость говорить правду.
Эта женщина больна. Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме. Помолитесь
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей.
И в то же время героиня Ахматовой стала выразителем боли и страданий, выпавших на долю миллионов русских людей. Голосом лирической героини говорит каждая из матерей, жен, стоящих в длинных очередях в надежде узнать хоть что-нибудь о судьбе своих близких, ее голосом говорит каждый, кто переживал эту страшную трагедию:
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Произведение Ахматовой – это плач Поэта и Матери по убиенным, оклеветанным, поруганным соотечественникам. Наследуя традиции русской литературы, Анна Ахматова обращается к евангельским мотивам, к Апокалипсису:
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
Над Россией взошла звезда Полынь, символ Страшного суда, которая уже предвещала гибель Петрополя в лирике О. Мандельштама (“На страшной высоте земные сны горят, зеленая звезда летает”).
Автор сопоставляет жертву Иисуса Христа с безвинными жертвами Советской России. Этих жертв было так много, что списки превращались в бесконечные ленты.
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них я соткала широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде…
Таким же символическим образом, воплощающим в себе образ всех русских матерей, становится Богородица. Потому и эпиграфом к главе “Распятие” стали слова: “Не рыдай мене, Мати, во гробе зрящи”. Героиня “Реквиема” ищет утешения у смерти и поддается безумию. Однако ее великая скорбь делает ее как бы новой Богоматерью, необычайно возвышает и ее, и испытываемое ею горе. Это горе значительнее и величественнее, чем рыдания или даже “окаменение” других:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Постепенно в поэме начинает все яснее прослеживаться христианская идея памяти как способа победить смерть. Утрата памяти видится автором как самая страшная беда, а долг сохранения памяти – как самый жизненно важный долг. И сознание этого долга поднимает русских матерей с колен, заставляет стойко переносить все страдания и мучения, выстаивать в бесконечных очередях, чтобы только узнать хоть какую-то весть о своих родных. Мужественные и гордые русские женщины не могли позволить себе отчаяние, не могли позволить себе показать страх, опустить руки, забыть и забыться. Горе изменило их облик:
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
Но это горе не способно было изменить их мужественную русскую душу. Вся поэма пронизана атмосферой смертельного горя: слова “мертвый”, “смертельный”, “могила”, “гибель”, “погребальный” передают и тяжелую атмосферу в стране, и тяжесть, лежащую на сердце каждой матери.
Жесточайшая трагедия, семнадцать месяцев, проведенных “в страшные годы ежовщины” в тюремных очередях, неизбывное материнское горе, “смертельная тоска”, “окаменелое страданье” – разве может человек вынести все это? Анна Ахматова утверждает; что может. Может, если он не замкнулся в своем одиночестве, не утратил веры в конечное торжество справедливости, в победу жизни над смертью.
Связь с миром, с людьми, ощущение конечной правды истории дает русским женщинам эту силу. “Надо снова научиться жить” – эта строка стихотворения “Приговор” становится ключевой в поэме. С ней словно перекликаются строки “Посвящения”: “А надежда все поет вдали… ” и “Эпилога”:
И пусть с неподвижных и бронзовых век,
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Эти строки передают убеждение поэтессы в том, что страдания народа не могут быть бесконечными, как не могут они быть напрасными. Но они не имеют права пройти бесследно.
Героиня Ахматовой боится забыть происходящее – этого нельзя забыть “и в смерти блаженной”, оттого и памятник ее необычен, это словно живой памятник, постоянно напоминающий людям о горе, которое выпало на долю страны:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем – не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня.
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных “марусъ”.
Взгляд Ахматовой на события, пережитые в те годы, – это своего рода взгляд из будущего на мужественно преодоленные жестокие испытания. Читая строки “Реквиема”, мы не устаем поражаться безмерной стойкости и мужеству женщины, которая не только сумела выстоять, не сломаться, но при этом смогла остаться поэтом, донести до потомков трагизм эпохи, в которой ей довелось жить:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу.
Ты сын и ужас мой…
Поэма “Реквием” не только открыла нам прошлое нашей страны. Она научила русских людей – и современников Ахматовой, и потомков – быть выше любого горя, сохранять свою душу, сохранять стойкость и мужество перед лицом любых испытаний. А сама поэтесса, ее творчество, бескомпромиссная правда, искренность, звучащие в ее произведениях, глубокое проникновение автора в судьбы своего народа, непоколебимая вера в его силу и стойкость, независимость от чужих суждений стали примером для последующих поколений поэтов.
Значення поезії в житті людини.