Художественное своеобразие романа М. Горького “Мать”

В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.
Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный

сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о
нравственной норме.
Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.
Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.
Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала… “, “оказалось… “, “ей было сладко видеть… “).
Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, – фабричный гудок, затем – живая, свободная человеческая речь, затем – воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем – музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” – звуки, которые должны слышать все.
Цвет в романе почти всегда символичен. Красный – это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый – это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.
Основная значимая единица в произведении – человек.
Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга – история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.
Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги – это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.
И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости… ” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.
Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги – это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.
Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” – произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Гіпердактилічна клаузула.
Ви зараз читаєте: Художественное своеобразие романа М. Горького “Мать”
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.