“Я себя убил!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Роман “Преступление и наказание”, появившийся в печати в 1866 году, открывает, собой период великих романов в творчестве Ф. М. Достоевского. Многие считают этот роман лучшим произведением писателя. В письме к издателю сам автор так характеризовал свое произведение: “Это психологический отчет одного преступления. Молодой человек решил выйти из своего трудного положения, убил процентщицу, чтобы сделать счастливой свою мать, жившую в уезде, избавить сестру от унижений. Но сразу после содеянного почувствовал разобщенность, разъединенность
Первая часть романа посвящена описанию внутренней борьбы Родиона Раскольникова с самим собой; шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается эта часть страшной сценой убийства. Остальные пять частей рассказывают о том, что произошло после. Таким образом, само преступление – убийство старухи-процентщицы и похищение ее ценностей – занимает в структуре романа не самое значительное место, не является
Преступление Раскольникова имеет обоснование: он хочет мстить за горе обездоленных; герой прямо высказывает свое заветное убеждение, он даже статью в журнал написал “О преступлении”. По сути своей преступление Раскольникова – не простое убийство ради обогащения, а “бунт”, “мечта”, попытка найти выход из сложной ситуации, и зародились они у него давно. Родион Раскольников – одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом, человек наблюдающий, мыслящий. Он живет в стране, которую раздирают социальные противоречия, видит, как растет благосостояние верхов, а простые люди, зачастую более достойные, влачат нищенское существование и терпят постоянное унижение. Бедный студент и сам из числа таких же “униженных и оскорбленных”. Гордость его уязвляется буквально на каждом шагу: он вынужден прятаться от хозяйки, потому что не имеет возможности заплатить за жилье, вынужден появляться на улице в рубище, сносить насмешки и удивленные взгляды прохожих. Раскольников упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и постепенно приходит к выводу, что человечество делится на два разряда. Первый – люди обыкновенные, составляющие большинство и вынужденные подчиняться силе; второй – люди необыкновенные, сильные, которые имеют право навязывать большинству свою волю, не останавливаясь ни перед чем, даже перед преступлением. “Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет”, – уверен Раскольников. А потому хочет доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а “властелин судьбы”, который сможет спасти людей, не способных самостоятельно изменить свою жизнь. Он знает, или думает, что знает, как спасти страдающих и обездоленных:”… Сломать, что надо, раз и навсегда, да и только: и страдание взять на себя!.. Свобода и власть, а главное – власть! Надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!” Родион Раскольников решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум “сильной личности”, “героя” могут осчастливить “толпу”. Чтобы доказать себе, что он и есть та самая “сильная личность” и “герой”, молодой человек решается на кровавый эксперимент.
Кроме этой главной теории Раскольников выстроил для себя и вторую, более благородную, суть которой в том, что на похищенные деньги убитой процентщицы он спасет “сотни молодых жизней” от гибели и разврата. Таким образом, убийство, на которое решился герой романа, становится не просто преступлением, это – схватка с веком, “кровь по совести”, убийство “по справедливости”.
Как только Раскольников встал на преступный путь, незамедлительно последовало наказание, одной из форм которого стала внутренняя иссушающая героя борьба, муки проснувшейся совести. Результаты, к которым пришел Раскольников, резко разошлись с его намерениями. Он рассчитывал, убив процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить изгоев общества от цепи ежедневных страданий, а вместо этого обрек себя на страдания, заставил терзаться сестру, а мать умерла. Он метил в Наполеоны, но, испытывая страх перед следствием, осознал, что как личность не отвечает требованиям наполеоновской натуры. Он хотел старуху убить, чтобы обосновать свою теорию, а вышло нечто обратное. “Я переступить поскорее хотел, – говорит он, – я не человека убил, я принцип убил!” Но переступить не смог, остался на этой стороне. С этого момента нравственные терзания героя становятся особенно невыносимыми. Кроме того, они усугубляются целой цепью неожиданностей и случайностей. Раскольникова чуть не задержали на месте преступления и лишь случайность помогла ему покинуть квартиру процентщицы. Утром следующего дня его вызывают в участок в связи с давним долгом, но нервы не выдерживают, и он падает в обморок. Разумихин и Зосимов рассказывают больному Раскольникову о диком убийстве, им самим и совершенном, а незнакомый мужчина случайно называет его убийцей. Расспрашивая маляров о пятнах крови на полу, Родион выдал себя, но те не отреагировали должным образом. Ему повезло и на этот раз. Но такие неожиданности еще больше изматывают и без того больную психику.
Еще одной формой наказания Раскольникова становится смех: смех убиенной старухи, постоянно преследующий его во сне; насмешки, которые чудятся ему в словах следователя; грубый смех толпы. Все это больно ранит, превращая его жизнь в настоящий кошмар.
Особая роль в наказании Раскольникова отведена автором следователю Порфирию Петровичу. Это опытный, вдумчивый и проницательный служитель закона. Он наделен также тонкой интуицией, смелостью, широко образован, при этом профессионально хитер и расчетлив. Терпеливо разматывая цепочку событий, изучая психологию преступника, проникшись определенной симпатией к бедному студенту и даже проявляя некоторое сочувствие (он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться и искупить свою вину, доверившись “натуре”), Порфирий Петрович, тем не менее, цепко держит подследственного в своих руках. Он психически изматывает его, превращая допросы в настоящую пытку, заставляя чувствовать себя затравленным зверем. Следователь шаг за шагом сужает круги расследования, чтобы в нужный момент нанести “решающий удар” и окончательно сокрушить “противника”. Таким образом, наказание, положенное по закону, в лице следователя Порфирия Петровича становится для Родиона еще одним нелегким испытанием, а позже его ждет и последнее, юридическое, наказание – каторга.
Убийство человека не может быть разрешено и оправдано. Любое преступление – зло, и оно должно быть наказано. Именно поэтому главное место в романе отведено рассказу о наказании преступника, и оно, как мы убедились, не сводится только к судебному приговору – главное наказание заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя романа, чем тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, а главное – сознание своей ничтожности и понимание несостоятельности своей теории – невыносимым гнетом легли на душу Родиона Раскольникова. После преступления будто пропасть образовалась между ним и окружающими людьми: “мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его”. Родион Раскольников действительно “убил” себя, так как преступление ведет не только к одиночеству, но и к полному распаду личности.
Наказание, постигшее героя романа, – жестоко, но в этом заключается и его спасение, ведь “переступить” хотел, но не переступил, остался на этой стороне, человеком остался! “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства”, – говорит он.
Вінграновський сидів і довго думав над собою.
« Логограф