Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина “Капитанская дочка” (1)

Александр Сергеевич Пушкин, как известно, был не только писателем, но, в значительной степени, и историком. И его интерес к истории не раз проявлялся в литературной деятельности. В частности – интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат “История Пугачевского бунта” воспринимался современниками Пушкина именно как научный труд.
Тема пугачевского восстания долгое время считалась

запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею или, если и занимались, то показывали однобоко. Впервые начав заниматься ей, Пушкин столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам поехал в Оренбургскую область, расспрашивал еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время провел в архивах.
Если “История Пугачевского бунта” – историческое сочинение, то “Капитанская дочка” написана совсем в другом жанре. “Капитанская дочка” – исторический роман, написанный в форме мемуаров. Принцип, который использовал Пушкин в своем произведении
– это принцип историзма, так как главной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий.
В романе фигурируют вымышленные герои, чьи судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде “Капитанской дочки” можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом. Форма мемуаров, выбранная автором, говорит об его исторической зоркости. В XVIII веке, действительно, можно было бы подобным образом описать “пугачевщину” в воспоминаниях, для внуков.
Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был лично знаком с Пугачевым и его окружением. Гринев не мог не рассказать о Пугачеве и его соратниках, так как нередко от них зависила его жизнь и счастье. Вспомним сцену казни в Белогорской крепости или сцену освобождения Маши. С другой стороны, Гринев – офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев, действительно, не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой, Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице.
В качестве мемуариста Пушкин намеренно выбрал дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению он отвергает восстание “как бессмысленный и беспощадный бунт”, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, – подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве.
Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде, – говорит Гринев, – данной мне им в одну из ужасных минут моей жизни, и об избавлении моей невесты… ” Образ Гринева дан “в двух измерениях”: Гринев-юноша, недоросль и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но в оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве, при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет показать взгляд героя на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка.
Значительное место в повести занимает и антипод Гринева, его враг-друг Емельян Пугачев. Его характер раскрывается динамически в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, следующий раз это уже предводитель мятежников. Несмотря на жестокость расправы в Белогорской крепости образ Пугачева не вызывает у нас отвращения. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши из рук Швабрина. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”.
В заключение хотелось бы остановиться еще на одном герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который присутствует в повести незримо, как бы все время наблюдает за событиями и поступками своих героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя четка и ясна. Во-первых, очевидно, что мысли Гринева о восстании заложены в него автором. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: “Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринов будет себя вести так, как нужно автору. Сам факт выбора рассказчика – большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести “Капитанская дочка”.
Что особенно ценно, он показывая события пугачевского восстания чередой зачастую противоречивых фактов, как бы с разных точек зрения. Пушкин делает это настолько органично, без малейших натяжек, раскрывая разные стороны личности персонажей, что ни на миг не возникает сомнений в его исторической объективности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Що розповідається у творах оксани сенатович скорочено.
Ви зараз читаєте: Автор, рассказчик и герой в повести Пушкина “Капитанская дочка” (1)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.