Чацкий и Молчалин. (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (2)
Со времени появления комедии “Горе от ума” прошло более 170 лет, а она по-прежнему свежа и интересна для нас, сегодняшних читателей и зрителей. Интересна не только живым, афористичным языком, но и тем, что герои пьесы легко узнаваемы и в современной жизни. Если приглядеться, то и сейчас можно встретить честных, горячих людей, смело, без забрала выступающих против жизненных уродств, и это такие люди, как Чацкий, а также их антиподов – тихих, вкрадчивых карьеристов, канцелярских крыс типа Молчалина. Чацкий и Молчалин – люди одного поколений,
В образе Чацкого Грибоедов воплотил черты “нового человека”, демократа, гуманиста, выступающего против реакционного общества в защиту свободы, просвещения, национальной культуры.
Молчалин же с теми, против кого направлены обличительные монологи Чацкого, он с приспособленцами, чинопочитателями, душителями ума.
Чацкий представляет век нынешний и, более того, век будущий, а Молчалин – представитель века минувшего. Поэтому диаметрально противоположно их мировоззрение и разные жизненные принципы.
Чацкий гневно
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить…
Один негодует, что судьями в обществе признаны те, кто ненавидит свободу слова, а “сужденья черпают из забытых газет”, а другой уверен, что в его лета “не должно сметь свое суждение иметь”, что “надобно зависеть от других”.
Чацкого возмущает молчалинская философия добровольного рабства, но он отдает себе отчет в том, что Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”. Сам герой не таков. Всем своим обликом, гневными, страстными речами он подчеркивает свою независимость, самостоятельность мышления. И ясно, что с таким характером и строем мыслей карьеры не сделаешь. По мнению Герцена, Чацкий – “человек 14 декабря, идущий прямой дорогой на каторжную работу”.
“Тишайший” Молчалин – весомый противник главного героя. И не потому, что житейские истины, им проповедуемые, верны, а потому, что он делает все тонко, обходительно, вкрадчиво. “Вот он на цыпочках и не богат словами… “, “услужлив, скромненький”, а цели своей добивается исподволь: Фамусов взял его в секретари, дал чин асессора, Софья влюблена, а старуха Хлестова называет: “мой дружок”.
Таким образом, Чацкий с его умом и способностями теряет там, где находит Молчалин. И хотя главный герой не принимает его как антагониста на общественном поприще, Молчалин опасен в историческом плане. Именно такие, как он, незаметно, тенями пролезают к благополучию, силе и власти, душат живое, блаженствуя на свете. И все же поражение их неизбежно. Автор, выдворяя перепуганного Молчалина со сцены в последнем действии, выдворяет его и из жизни общества, подчеркивая историческую силу и правоту Чацкого.
Твари дрожащие и право имеющие.