Девять кругов дантового “ада”



Имя Данте – это символическое обозначение драгоценнейших достижений культуры нашего времени, ее синтетический образ, который определяет и предсказывает ее характер, сущность и направление. Данте – прежде всего поэт, автор “Новой жизни” и “Божественной комедии”, “Пира” и “Стихотворений”. Гениальный поэт был мыслителем, ученым и политиком. Ученость Данте современники ценили не меньше, чем достоинства его поэтических произведений. Поэтическая слава Данте основывается на грандиозном здании “Божественной комедии”.

/> “Божественную комедию” Данте писал почти четырнадцать лет. Слово “божественная” почитатели прибавили после смерти автора. Для Данте это была комедия, соединяющая возвышенное с обыденным и тривиальным. Кроме того, “Божественная комедия” – священная поэма, повествующая об откровениях неземного бытия. Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем “Божественная комедия” –
это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви.
Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между “маленькой” и “великой” Флоренцией. Для поэта “бездушный лик” природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом. Зло, поднимающееся из глухих тайников души, – это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода – Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы. По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.
“Божественная комедия” состоит из трех частей: “Ада”, “Чистилища” и “Рая”. Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. “Божественную комедию” он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах. Данте очень точно описывает все мелочи и подробности пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.
В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут – души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами.
Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии – история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить.
Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Данте его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно. Зато перед шестым кругом – огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, – еретики.
В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада – насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом – обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом – обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого). Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи – более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей – Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.
Читатели вместе с Данте вступили в преддверие “Ада”, где караются столь ненавистные ему “нерешительные”, не примкнувшие ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем – нагие, мучимые мухами и осами/обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви. И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всех ужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный “Ад”, озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе – вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.
Но все-таки верится, что и сегодня, когда многие потеряли прямую дорогу, выйти из “темной чащи” недоверия и сомнений поможет гармоничность мира великого Данте, где властвует “любовь, которая водит солнце и другие звезды”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)




Шевченко исаия 35 глава читати скорочено.
Ви зараз читаєте: Девять кругов дантового “ада”
Copyright © Українська література 2019. All Rights Reserved.