Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Идейно-композиционная роль образа Захара
Идейно-композиционная роль образа Захара
Образ слуги в русской литературе – отдельная интересная тема. Традиционно слуга, помимо участия в сюжетной интриге, мог выполнять комическую функцию: в комедии классицизма образы слуги, например, пародируют образы господ; ср. в “Горе от ума” Лизанька напоминает субретки классицистической комедии. В произведениях с авантюрным сюжетом имеется тип слуги-плута, помогающего барину в его делах. Черты этого типа есть и в слуге Хлестакова: Осип, несомненно более разумный и здравомыслящий человек, чем его барин, убеждает Хлестакова поскорее
В произведениях писателей дворянского направления слуги столь же верны традиционным патриархальным устоям общества, как и господа, если не больше. Прокофьич в романе “Отцы и дети” И. С. Тургенева сочувствует старикам Кирсановым и скептически относится к Базарову. Трогательная дружба слуги и барина часто изображается Толстым: во время войны 1812 г. правы те крестьяне, которые заодно с господами, а не смоленские мужики, ополчившиеся против княжны Марьи. Формула “всем миром навалиться хотят” подразумевает, что люди будут действовать вместе, без различия сословий.
В романе “Обломов” подчеркивается, что слуга и барин психологически во многом родственные типы. Штольц, например, замечает, что в Захаре еще больше обломовского, чем в самом Обломове. Комедийное начало выражается в диалогах-перепалках Обломова с Захаром. В социальной перспективе это мысль о том, что обломовщина – не то чтобы чисто “помещичье” явление, а вообще национально-русское (как сказал Н. С. Лесков). В “Отцах и детях” потом появится гротескно-пародийный “усовершенствованный слуга” Петр с напомаженными волосами и серьгой в ухе, сниженный образ “прогрессиста”.
Антикрепостническая проблематика не свойственна ни Гончарову, ни Тургеневу.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Идейно-композиционная роль образа Сони Мармеладовой Вот передо мной лежит книга Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них – проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в “Преступлении и наказании”. Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. […]...
- Идейно-композиционная роль образа Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” – конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Образованнейший, умнейший человек своей эпохи, он уловил главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны […]...
- Принцип антитезы и его идейно-композиционная роль в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора. При определении жанра романа как исторического, Толстому, тем не менее, было важно раскрыть в нем философскую подоплеку исторического действия, исторического процесса, у которого два […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” (2) В творчестве И. А. Гончарова романы – “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” – занимают главнейшее место. На глубокое внутренне единство этой своеобразной трилогии, созданной на разных этапах творческого пути писателя и посвященной различным периодам русской жизни, указывал сам автор. Но несомненно, что в трилогии Гончарова особое, центральное место принадлежит “Обломову” – одному из “самых лучших романов […]...
- Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, – вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” (1) “Обломов” – вершина творчества И. А. Гончарова. Роман был опубликован в 1859 году, но до сих пор не стихают споры критиков вокруг характера главного героя. В Обломове переплетаются и привлекательные, и отталкивающие черты. С одной стороны, это мягкий, добрый, великодушный человек. С другой, – ленивый барин, не приспособленный к жизни, не имеющий целей и интересов. […]...
- Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” В романе И. А. Гончарова “Обломов” парадоксальным двойником главного героя выступает его старинный и преданный крепостной слуга Захар, хранящий верность фамильным портретам, преданиям о старинном быте и важности дома Обломовых. При первом знакомстве мы встречаемся с пожилым человеком, которому за пятьдесят. В молодости он служил лакеем в барском доме в Обломовке, потом был произведен в […]...
- Сны и письма и их композиционная роль в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и повести “Капитанская дочка” “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” являются выдающимися произведениями А. С. Пушкина, в которых он выступил новатором во многих отношениях, используя различные приемы и средства художественной выразительности. В частности, он применил один из распространенных в литературе приемов – использование снов и писем, которые мы можем впоследствии встретить в произведениях Достоевского, Толстого, Чернышевского, Чехова. Сон как способ […]...
- Хлестаков и Осип (По комедии “Ревизор”) Одним из первых произведений Николая Васильевича Гоголя была комедия “Ревизор”, где он вывел на сцену целую галерею русских типов. Комедия не клевета на современную писателю жизнь, а ее отражение. Эпиграф к комедии подтверждает это: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”. Самым ярким образом комедии является Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Автор дает […]...
- Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного содержания романа Основной темой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является борьба двух противоположных “лагерей”: либерального дворянства и революционно настроенных молодых демократов, “отцов” и “детей”. Подобного рода конфликт ярко отражает само название романа – “Отцы и дети”. Тургенева по праву можно считать художником человеческих образов. На страницах романа мы встречаем целую галерею по-своему ярких личностей – […]...
- Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии […]...
- Антитеза как композиционная основа романа “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью. приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя – герою, события – событию, понятия – понятию и т. д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее, легче ли становится познавать мир героя? Является ли прием антитезы путеводной звездой или, наоборот, препятствием на пути к […]...
- Идейно-художественный анализ стихотворения “Деревня” А. С. Пушкина Стихотворение “Деревня” было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый “петербургский” период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в общественно-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической […]...
- Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В одном из своих писем Н. В. Гоголь, комментируя пьесу “Ревизор”, которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: ” В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное и одним разом посмеяться над всем”. Этот замысел нашел блестящее воплощение в пьесе. Писатель практически отказывается […]...
- Образы слуг у Гоголя и Гончарова Произведения классиков русской прозы Н. В. Гоголя и И. А. Гончарова заняли особое место в литературе. Каждое из них достойно называться “энциклопедией русской жизни”. Авторы затронули все стороны российской действительности. Открыли миру множество самобытных характеров и типажей. Образы слуг очень важны для понимания авторского замысла. Выступая как второстепенные персонажи, они выполняют довольно много важных функций. […]...
- Историческое значение образа Чацкого Чацкий – новый тип человека, действующий в истории русского общего: общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех его проявлениях, самое желанное – свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в тотальной переделке. Мы понимаем, что […]...
- Идейно-тематическая связь поэмы “Мцыри” с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма “Мцыри” – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри – герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: […]...
- Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне” (1) Чем объяснить тот факт, что интерес к пьесе “На дне” вот уже второе столетие не угасает?” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель […]...
- Идейно-художественное своеобразие пьесы М. Горького “На дне” В истории русской культуры немало имен, известных всему миру. Среди них достойное место занимает имя М. Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами и образами. Среди произведений Горького пьеса “На дне” занимает особое место. Писатель показал в ней жизнь изгоев, людей, разорвавших связи с обществом и начисто отвергнутых им. На мой […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы Маяковского “Хорошо!” В своей автобиографии “Я сам” В. Маяковский отмечал: “Хорошо” считаю программной вещью”. Поэма писалась в 1926-1927 годах и называлась первоначально “Октябрь”, потом “25 октября 1917 г.”. Заглавие “Хорошо!” было дано уже после того, как поэма была закончена. Именно такое название и предопределяло новые поэтические возможности и обобщало смысл поэмы. Жанр произведения необычен – поэтохроника. С […]...
- Трагичность образа Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Главная тема романа “Герой нашего времени” – изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов. Основная мысль – осуждение этой личности и породившей ее социальной среды. Печорин – центральная фигура романа, его движущая сила. Он преемник Онегина – “лишний человек”. Это романтик по характеру и поведению, по натуре человек исключительных способностей, выдающегося ума и сильной […]...
- Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое отношение к смерти, переходу из одного состояния в другое. И наравне с учением о дуализме в человеческом сознаний появляется понятие “душа”. Но если в язычестве душа была только тем, что находится в теле, то с […]...
- Идейно-художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина Особое место в русской литературе XIX века занимает творчество известного писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вслед за Н. В. Гоголем он пошел нелегким путем сатиры. Его сатира едкая, часто злая, но убийственно правдивая и справедливая. Он убрал из нее гоголевский лиризм, сделал более явной и гротескной. Но от этого произведения не стали проще и однообразнее. Наоборот, […]...
- Значение образа Платона Каратаева в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями […]...
- Идейно-художественное своеобразие поэмы А. А. Блока “Двенадцать” И была роковая отрада В попиранъи заветных святынь… А. Блок В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму – создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. […]...
- Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. А. Блока Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренъе, Сменив в конце привычные черты. А. Блок С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего […]...
- Значение образа Лидии Михайловны (по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”) (2 вариант) В. Г. Распутина всегда волновали судьбы простых людей. Большие чувства и большие проблемы затронуты в его произведениях. И настоящим героем в каждом из них является сама жизнь, такая, какая она есть, какой она видится самому писателю. Образ Лидии Михайловны не случайно занимает важное место в его рассказе “Уроки французского”. С женскими образами автор на протяжении […]...
- Идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого “После бала” В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования – все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал – наказание). Положительные в первой части рассказа […]...
- Идейно-художественное свеобразие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – это первый в ряду пяти крупных романов Достоевского (“Бесы”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”). В нем раскрылся творческий мир автора, где имеет значение все. Главный герой романа – молодой человек, которого исключили из университета. Он живет в нищете, так как его самомнение не позволяет заниматься работой для “низших” людей. Чтобы как-то исправить […]...
- Способы раскрытия образа Базарова в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” В романе “Отцы и дети” нашла отражение пореформенная эпоха русской жизни в середине XIX века. В это время в России шла упорная общественно-политическая борьба между буржуазно-дворянскими либералами и разночинцами-демократами. Демократы стояли за коренные изменения в общественном строе государства революционным путем, в то время как либералы склонялись к изменениям путем реформ. Споры велись вокруг главных проблем […]...
- Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова “Обломов” В центре романа Гончарова “Обломов” – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся наиболее явными черты его личности: леность, безволие, созерцательность. Ярко выступают гоголевске традиции в изображении героя, автор акцентирует внимание на деталях домашнего обихода, отражающих характер хозяина. Так, туфли и халат приобретают символическое значение: они характеризуют внутреннюю […]...
- Философский смысл образа Фауста … Не такой, как все; он служит по-иному; Ни пить, ни есть не хочет по-земному; Как сумасшедший, он рассудком слаб, Что чувствует и сам среди сомнений; Всегда в свои мечтанья погружен, То с неба лучших звезд желает он, То на земле – всех высших наслаждений, И в нем ничто – ни близкое, ни даль – […]...
- Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника” В художественном мироощущении И. С. Тургенева огромную роль сыграла школа немецкой классической философии, которую он прошел в период учебы в Берлинском университете. Шеллинг и Гегель дали русской молодежи 1830-х годов целостное воззрение на жизнь природы и общества. На философскую мысль Западной Европы Россия отзывалась жизнью и судьбой. Она взваливала на себя тяжелое бремя практической реализации […]...
- Реальность образа Желткова И сердце то уже не отзовется На голос мой, ликуя и скорбя. Все кончено… И песнь моя несется В пустую ночь, где больше нет тебя. А. Ахматова А. И. Куприн – оригинальный писатель XX века, в творчестве которого своеобразно преломились заветы русской классической литературы с ее демократизмом, страстным стремлением к решению задач социального бытия, гуманизмом, […]...
- Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева “Повесить его!” Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, – своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл. Писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства совершенно особая: в отличие от Толстого, который считал любовь основой семейной жизни, Тургенев говорил о […]...
- Идейно-художественное своеобразие романа “Отцы и дети” И. С. Тургенева Трактовка как главных героев романа, так и замысла самого Тургенева встречается разная. Именно поэтому следует критически относиться к этим рассуждениям, и в частности, к трактовке Писарева. Принято считать, что основная расстановка сил романа отражена в противостоянии Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно они ведут полемику на различные темы – о нигилизме, аристократизме, практической […]...
- Значение образа Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл истории. Перед читателями романа, по словам И. С. Тургенева, “проходит целая эпоха, богатая великими событиями […]...
- Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско” В этом году на уроке русской литературы я познакомилась с рассказом Ивана Алексеевича Бунина “Господин из Сан-Франциско”, в котором писатель описывает трагическую судьбу господина, имя которого никто не запомнил. Автор в рассказе показывает мир бездушия, пошлости, лжи, мир богатства одних и унижения других. Бунин описывает картины жизни людей такими, какими они являются на самом деле. […]...
- Любимые мысли и любимые герои Л. Н. Толстого (На примере образа Марьи Болконской) Из всех лиц… ближе всех душе автора, несомненно, княжна Марья Болконская с ее глубокими и лучистыми глазами и такой же душой. Я. Я. Гусев Слова, приведенные в эпиграфе, принадлежат биографу Л. Н. Толстого, который, наверное, ближе других был знаком с авторским замыслом. Но и без этого свидетельства читателю “Войны и мира” ясно, что княжна Марья […]...
- Народність образу Захара Беркута (за повістю І. Франка “Захар Беркут”) Народність образу Захара Беркута (за повістю І. Франка “Захар Беркут”) Один із найвідоміших творів Івана Франка названий за ім’ям його головного героя Захара Беркута, який постає перед нами втіленням совісті та розуму тухольської громади часів монголо-татарської навали на Карпатську Русь. Сивий дев’яностолітній старець, “мов стародавній дуб-велетень”, “поважний поставою, строгий лицем, багатий досвідом життя і знанням […]...
Притчав твори мойсей.