Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ “Купец – сила… ” (По роману “Фома Гордеев”)
“Купец – сила… ” (По роману “Фома Гордеев”)
Купец в государстве первая сила,
Потому что с ним – миллионы!
М. Горький
Алексей Максимович Горький в романе “Фома Гордеев” рисует широкую картину жизни “хозяев” этого мира. Перед читателями проходит галерея портретов купцов-капиталистов: Игната Гордеева, Анания Щурова, Маякина.
Правдиво и талантливо Горький показал безжалостное и страшное лицо капитала. Говоря о первоначальном накоплении денег, автор показывает темные пути его составления. Нет в этом мире понятия чести и порядочности. Увидя возможность обогатиться,
В этом обществе один бог – деньги. Ему поклоняются и служат, во имя него готовы душу продать.
Когда-то Ананий Щуров разбогател
“Врагом делу” оказался Фома Гордеев; ушел в скит, спасая душу, сын Щурова; не во всем доволен сыном и зятем Маякин. У этого строя нет будущего. Буйные, сильные и вольные отцы оставляют немощное поколение, не способное продолжить дело. В этом Горький видит причину распада этого общества, его неминуемый конец.
Общество, которое строится на корысти, обмане, беззаконии, непременно погибнет. Эту мысль Горький продолжит в своем романе “Дело Артамоновых”, в пьесе “Егор Булычев и другие”, в ряде талантливых произведений, показывающих вырождение класса “хозяев жизни” и появление новых героев, мечтающих о справедливом мире, в котором не будет лжи, насилия и обмана.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Изображение купечества в повести М. Горького “Фома Гордеев” В повести “Фома Гордеев”, написанной в самом конце 90-х годов. Горький хотел дать широкую картину современности. На фоне ее “должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии”. Горький заложил в основу повести смелую мысль, внешне кипучая, энергичная предпринимательская деятельность русского купечества на деле – “золотая клетка” для души, ищущей […]...
- “Делу не хозяин, а лютый враг” (По роману “Фома Гордеев”) Против всех, против фальши. М. Горький Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир “хозяев жизни”, наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям. В романе “Фома Гордеев” Горький показывает пороки общества, разваливающие класс “хозяев” изнутри. Этот строй обречен, но еще […]...
- Изображение купечества в повести М. Горького “Фома Гордеев” (1) “… По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений… и по масштабу своей душевной муки – Горький – русский писатель”. (А. А. Блок) “Человек – это великолепно! Это… звучит гордо!” Слова, сказанные Горьким на заре 20 века, определяли творческую линию писателя. Горький любил людей, и его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом назначении […]...
- Лесник Фома (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”) (3 вариант) В 40-е-50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник под названием “Записки охотника”. “Бирюк” – рассказ из этого сборника. Написан его автор в виде монолога дворянина Петра Петровича. Тот, большой любитель охоты, путешествовал по лесу и попал под дождь. На счастье, Петр Петрович повстречал лесника Фому Кузьмича. Лесник предложил […]...
- Сила и слабость человека в понимании М. Горького (“Старуха Изергиль”, “На дне”) (1) Проблема силы и слабости человека в литературе занимает не последнее место. Сама трактовка этих понятий зачастую у разных писателей неоднозначна. Горький столкнулся с этими вопросами рано. Сам прошедший непростой и тяжелый жизненный путь, он задавался вопросом преодоления человеком обстоятельств. В разные времена волновавшая человечество проблема самопознания для Горького была прежде всего, проблемой того, как сделать […]...
- Сила и слабость человека в понимании М. Горького (“Старуха Изергиль”, “На дне”) Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее – в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы […]...
- Сила и слабость человека в понимании М. Горького (“Старуха Изергиль”, “На дне”) (2) Во все века человек стремился к познанию своего “я”. Одна из основных, может быть, главных целей искусства – раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее – в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы […]...
- Лесник Фома (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”) (1 вариант) Вся жизнь и творчество известного русского писателя И. С. Тургенева были пронизаны любовью и сочувствием к русскому народу. Писателя восхищало, что, несмотря на горе и страдания, унижения и обиды, в русском характере сумели сохраниться такие удивительные черты, как терпение и милосердие, огромная внутренняя сила и трудолюбие. Об этом говорит И. С. Тургенев и в своем […]...
- Краткое содержание Венецианский купец – Шекспир Уильям Венецианский купец Краткое содержание комедии Венецианского купца Антонио томит беспричинная печаль. Его друзья, Саларино и Саланио, пытаются объяснить ее беспокойством за корабли с товарами или несчастной любовью. Но Антонио отвергает оба объяснения. В сопровождении Грациано и Лоренцо появляется родич и ближайший друг Антонио – Бассанио. Саларино и Саланио уходят. Балагур Грациано пытается развеселить Антонио, когда […]...
- Почему купец Калашников победил удалого бойца Кирибеевича (по поэме М. Ю. Лермонтова) “Песня про… удалого купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова – это поэма о поединке добра и зла, чести и бесчестия. Царский опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников – главные герои поэмы. Несмотря на то, что оба сильны, молоды, хороши собой, они в то же время сильно отличаются друг от друга. Степан Калашников любит свой труд, требующий […]...
- Лесник Фома (по рассказу И. С. Тургенева “Бирюк”) (2 вариант) И. С. Тургенев – большой мастер рассказа. Главным героем рассказа “Бирюк” является лесник Фома. Фома – очень интересная и необычная личность. Сначала автор рассказа увидел во время надвигающейся грозы его высокую фигуру и услышал зычный голос. Зная, что гроза не скоро пройдет, Фома спокойно и уверенно довел автора до своего дома. Изба у лесника была […]...
- “Мы тут как в плену” (По роману “Дело Артамоновых” ) Фабрика – это не хлеб сеять, Не картошку садить. Это задача. М. Горький В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя “вчера” и “сегодня” неразрывно связаны: […]...
- “Сын растет быстро, но как-то в сторону” (По роману “Дело Артамоновых”) Цело, как плесень в погребе, Своей силой растет. М. Горький Алексей Максимович Горький в романе “Дело Артамоновых” показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма формируется интеллигенция, которая поведет за собой рабочих на борьбу за свои права. В спорах Мирона Артамонова с Горицветовым показаны две политические линии, […]...
- Сила характера Катерины в драме А. Н. Островского “Гроза” В Катерине видели мы протест против Кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца. Н. А. Добролюбов Пьеса Островского была написана в 1859 году, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность вставала на борьбу за свое раскрепощение. “Гроза”, по мнению Н. А. Добролюбова, “самое решительное произведение Островского”, так как в ней показан […]...
- Навеки любовью ранен… (Красота и сила чувств в поэзии В. Маяковского) Сегодня, как никогда, ясно, что поэзия Маяковского требует нового прочтения. Это позволит понять, как нелегко было ему “наступать на горло собственной песне” и во имя чего он это делал: Грядущие люди! Кто вы? Вот – я, Весь Боль и ушиб. Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души. Давайте вдумаемся в эти строки. Не своеобразный […]...
- Сила характера Катерины (по драме Островского “Гроза”) Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, является вершиной творчества А. Н. Островского. Она входит в цикл пьес о “темном царстве” самодуров. В то время Добролюбовым был поставлен вопрос: “Кто бросит луч света в мрак темного царства?” Ответ на этот вопрос был дан А. Н. Островским его новой пьесой “Гроза”. Две тенденции драматургии писателя – обличение […]...
- Сила творчества В. Высоцкого После знакомства с современными поэтами, я хотел бы остановиться на творчестве замечательного поэтабарда В. Высоцкого. “Всего только один единственный урок, на котором слышались стихи и песни, записанные на грампластинках, в его собственном исполнении, на котором поведали нам о его жизни и творчестве, и немного работы дома. А столько необходимого и увлекательного я познал, постигнул. Все […]...
- “Сила влияния нравственного выше всяких сил… ” (Н. В. Гоголь) Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким… Аристотель Нравственные проблемы рассматривались во многих произведениях писателей Х1Х века. Законы нравственности вечны, они являются основой поведения человека. Вопросы влияния нравственного на людей […]...
- В чем трагедия Печорина? (по роману “Герой нашего времени”) В истории жизни Печорина – главного героя романа М. Ю. Лермонтова – отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словам самого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и… часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков… поколения в полном их развитии”. Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на […]...
- Сила женского характера в рассказе А. П. Платонова “Песчаная учительница” До 1921 года Андрея Платонова в литературной среде знали как поэта и журналиста, но в конце 1921 года в его судьбе произошел резкий поворот: он отказался от журналистики и перешел на работу в Воронежское губернское земельное управление, где прослужил до 1926 года. Свое решение Платонов объяснил так: “Засуха 1921 года произвела на меня чрезвычайно сильное […]...
- “Мысль семейная” (По роману “Анна Каренина”) Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой, и не виноватой”. С. Толстая После окончания работы над романом “Война и мир” Лев Николаевич “увлекся” проблемами семьи и брака. Окружающая его действительность давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом “Анна Каренина”. Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной […]...
- Богатырская сила и моральное превосходство Ильи Муромца над Соловьем-разбойником Илья Муромец – великий богатырь, славный воин, главный герой многих русских былин. В былине “Илья Муромец и Соловей-разбойник” ярко раскрываются многие качества “удалого добра молодца” как народного героя. Наделенный богатырской силой, Илья Муромец не ведает страха. Эту силу черпает богатырь из своей любви к родной земле и народу, который готов защищать от врагов и обидчиков. […]...
- Слухи и сплетни как движущая сила в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” С первых страниц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” перед нами предстает живая картина московского общества 1820-х годов, с отличавшим его невежеством и полным отсутствием глубоких интересов и стремлений. Праздная жизнь Москвы вся заполнена балами, обедами и всевозможными разорительными затеями. В этом обществе пышно расцветают сплетни и пересуды. Всякий шаг, всякое слово обсуждается. Все […]...
- В чем сила и красота характера Пьера Безухова? Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны и мира”, потому как фигура Пьера значима для самого автора и играет огромную роль в его произведении. Известно, что судьба […]...
- Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина “Алые паруса”) (1 вариант) Все дети верят в сказки и чудеса, но немногим удается сохранить эту веру, вступая во взрослую жизнь. Погружаясь в повседневность, бытовые проблемы, они становятся скучными, мрачными, предсказуемыми обывателями. Главная героиня повести А. Грина “Алые паруса” Ассоль – счастливое исключение из этого правила. Выросшая среди приземленных, озлобленных людей, она сумела не только противостоять их колкостям и […]...
- Пассивный протест окружающему злу (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Иван Александрович Гончаров – последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества. Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше, справедливее. Его романы: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” – относятся к тем произведениям, которые отражали реальную жизнь, старались воздействовать на общественные отношения, могли […]...
- Пассивный протест окружающему злу (По роману “Обломов”) Иван Александрович Гончаров – последовательный и честный художник; в своих произведениях он разоблачает пороки современного ему общества. Следуя традициям русской классики, Гончаров считает, что литература должна активно вмешиваться в жизнь, делать ее лучше, справедливее. Его романы: “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” – относятся к тем произведениям, которые отражали реальную жизнь, старались воздействовать на общественные отношения, могли […]...
- Волшебная сила мечты (по повести-феерии А. Грина “Алые паруса”) (2 вариант) Сила мечты способна изменить жизнь, перевернуть весь мир, сотворить чудо. В это искренне верил автор замечательной повести “Алые паруса” – Александр Грин. Писатель знал эту силу, для которой не существует никаких преград, не существует ничего невозможного. Нужно только твердо верить в свою мечту и ждать чуда. Мечта самого Грина и помогла ему создать прекрасный мир, […]...
- Сила и народные истоки характера Катерины в пьесе А. Н. Островского “Гроза” Описывая мрачную, деспотичную атмосферу “темного царства”, в пьесе “Гроза” А. Н. Островский создает яркие образы “самодуров русской жизни”. Они – воплощение произвола, никчемности, ханжества и жестокости. К таким персонажам относится Дикой – человек грубый, невежественный и жадный. О нем говорят: “Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет”. […]...
- Путь исканий Пьера Безухова (по роману “Война и мир”) Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, – вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем. На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении […]...
- Великая земная любовь – движущая сила лирики А. А. Ахматовой Анна Ахматова с появлением самых первых ее стихотворений стала неповторимым, уникальным и значительным явлением в русской литературе. Ее поэзия, невероятно откровенная и живая, раскрывает саму душу поэтессы – душу человека, душу женщины. Ее стихотворения привлекают не самим сюжетом, а широчайшей гаммой чувств, которая вмещается в несколько поэтических строк. Она писала о жизни, о смерти, о […]...
- “Рукописи не горят” (По роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) “Рукописи не горят” – с этой верой в упрямую, неуничтожимую силу искусства умирал писатель Михаил Булгаков, все главные произведения которого лежали в ту пору в ящиках его письменного стола неопубликованными и лишь четверть века спустя одно за другим пришли к читателю. “Рукописи не горят”, – эти слова как бы служили автору заклятием от разрушительной работы […]...
- Образ Печорина (по роману Лермонтова “Герой нашего времени”) Белинский видел в характере Печорина “переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем”. Роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема стала центральной в романе в стихах А. С. Пушкина […]...
- Сопоставительная характеристика Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (По роману “Отцы и дети”) Иван Сергеевич Тургенев – наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей. Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых. Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом. Гениальный писатель видит […]...
- Что такое “обломовщина”? (По роману И. А. Гончарова “Обломов”.) Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое “обломовщина”?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов – это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину” социально – как аллегорию крепостного права. Что же это за явление – “обломовщина”? Куда уходят ее корни […]...
- “Мир Константина Левина” (По роману “Анна Каренина”) Роман Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”, задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В его произведении представлены все классы и сословия. Новая действительность только начинающей “укладываться” капитализирующейся России вторгается в помещичий быт. На примере семьи Левина Толстой показывает […]...
- Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) Я хочу написать о двух женщинах, которые сыграли огромную роль в жизни одного человека. Этот человек – Илья Ильич Обломов, главный герой романа И. А. Гончарова и один из моих любимых литературных персонажей. Обе эти женщины, совершенно не похожие между собой, любили Илью Ильича Обломова, и каждая из них по-своему повлияла на его жизнь. Ольга […]...
- Печорин – вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова) В русской литературе XIX-го века роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману Лермонтов показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между […]...
- Соня – олицетворение горя людского (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь. Она знает свое призвание и верит в то, что нужна кому-то в этом мире. И любой […]...
- Проблемы экологии в современной литературе (По роману Ч. Айтматова “Плаха”) Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды! Р. Рождественский Бедственное положение экологической среды давно является одной их актуальнейших тем современных писателей. Ч. Айтматов в своем знаменитом романе “Плаха” тоже обращается к этой проблеме. Этот роман – призыв одуматься, Осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Примечательно, что проблемы экологии писатель […]...
Образ князя ярослава мудрого роман диво.