Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихотворениях Н. Рубцова
Нерасторжимая связь человека с природой и родиной в стихотворениях Н. Рубцова
Поэты, умеющие особенно чутко замечать изменения окружающего мира, часто возвращаются в своих произведениях к природе собственного детства. Именно в эту пору леса и реки, луга и поля наполнены самыми яркими красками. Как-то особенно, задушевно звучат такие стихи:
Высокий дуб. Глубокая вода.
Спокойные кругом ложатся тени.
И тихо так, как будто никогда
Природа здесь не знала потрясений!
Дети еще не знают многое из того, что известно взрослым. Но и взрослые не всезнающи. Как часто они признаются себе, что разучились замечать необыкновенную
И все же, глаза закрывая,
Я вижу: над крышами хат
В морозном тумане мерцая,
Таинственно звезды дрожат.
Человек, способный слышать голоса природы, многое может понять из беседы с ней: предстоящие беды и огорчения, радости и исполнение желаний. Для этого совсем не обязательно становиться волшебником, достаточно остановиться, закрыть глаза и внимательно прислушаться…
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня,
Над моим чердаком, над болотом, забытым в дали…
Призывая “отворить скорее ворота”, поэт убеждает нас послушать рыдания прощающихся с родиной журавлей, потому что через их голос с человеком разговаривает мир:
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа.
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
После прочтения удивительных по своей красоте стихотворений Н. Рубцова сердце читателя становится более чутким и более внимательным к восприятию языка окружающего мира.
И всей душой, которую не жаль
Всю потопить в таинственном и милом,
Овладевает светлая печаль,
Как лунный свет овладевает миром.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Нерасторжимая связь природы и человека в стихотворениях Басе Мацуо Басе, выдающийся японский поэт XVII века, известен во всем мире как непревзойденный мастер хокку. Хокку – это лирическое стихотворение о природе, в котором непременно указывается время года. Сыплются льдинки. Снега белая занавесь В мелких узорах. В творчестве Басе природа неотделима от жизни людей. На фоне постоянного круговорота времен года поэт точно и ярко прорисовывает […]...
- Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова “Мцыри” Жизнь людей неразрывно связана с различными природными явлениями. Наше настроение, здоровье, образ жизни и даже благосостояние зависит от природных ресурсов, ландшафта, осадков. В литературе эта связь прослеживается постоянно. Во многих произведениях природа выступает не сама по себе, а в качестве выразителя дум, мечтаний, состояний человека, она предостерегает или успокаивает читателя. В отношении к природе ярко […]...
- Читая стихотворения Н. М. Рубцова (1 вариант) Все свои стихотворения Николай Рубцов посвящал России – единственной матери, которую он знал, потому что был воспитанником детского дома. Его поэзия проникнута глубоким лиризмом и вызывает чувство светлой грусти. Рубцов, как никто другой, тонко чувствует окружающий мир. Он не только умеет читать его, как открытую книгу, но и разделять с ним радости и печали: Широко […]...
- Читая стихотворения Н. М. Рубцова (2 вариант) Во второй половине 60-х годов XX столетия общее внимание читателей стала привлекать лирика Николая Рубцова, хотя его поэтическая деятельность началась значительно раньше. В его поэзии выразилось обострившееся в те годы пристальное внимание к многовековой истории России, к развитию ее самобытности, ее духовных богатств. Основные темы поэзии Рубцова – это родина-Русь, ее природа и история, ее […]...
- Природа, примиряющая человека с жизнью в поэзии Лермонтова Когда я смотрю на фотографию юного Лермонтова в военной форме, мне становится страшно оттого, что в глазах его таится такое одиночество, с каким обыкновенный человек в обыкновенных обстоятельствах вряд ли бы справился. Лермонтов же сумел не только подняться над этим состоянием души, но и стать великим поэтом. Он один из самых загадочных русских поэтов. К […]...
- Неразрывная связь жизни человечества и природы в поэзии Б. Л. Пастернака Мы крепко связаны разладом, Столетья нас не развели. Я волхв, ты волк, мы где-то рядом В текучем словаре земли… А. Тарковский Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о […]...
- Русская природа в стихотворениях А. С. Пушкина В лирике А. С. Пушкина присутствует много стихотворений, посвященных изображению русской природы. Но принципы ее изображения, художественный метод, начиная с лицейского периода, постоянно менялись в зависимости от эволюции творческого метода поэта. Таким образом, для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и изображения картин русской природы. В таких ранних произведениях Пушкина, как “Воспоминания в Царском […]...
- Единство человека и природы в поэме “Мцыри” Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” – произведение романтическое, и, как во всяком произведении этого направления, пейзаж занимает в нем одно из главных мест. Тем самым автор выражает свои взгляды на соотношение мира природы и мира людей. С одной стороны, и человек, и природа изображены Лермонтовым традиционно-романтически: яркая, экзотическая природа, неукротимая и свободная, соответствующая внутреннему миру […]...
- Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году. В этом произведении, которое несет на себе черты философского, психологического и криминального романов, автор описывает жизнь разночинцев на примере одного из них, бывшего студента юридического факультета Родиона Романовича Раскольникова, пытается показать несостоятельность идей, которые владели умами шестидесятников. Писатель размышляет также над проблемами милосердия, самопожертвования, гуманности законов, […]...
- Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, которые окружают студента. “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,- все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”. Духота петербургских трущоб – […]...
- Воспевание свободы в стихотворениях А. С. Пушкина “Узник” и “Кавказ” Наверное, нет в мире человека, который бы не слышал и не читал бессмертных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Вольнолюбивая лирика занимает особое место в творчестве этого замечательного поэта, который в любых обстоятельствах стремился сохранить внутреннюю свободу и оставался верен себе. В стихотворении “Узник” раскрывается образ человека, находящегося в неволе, “за решеткой”, однако оставшегося независимым и не […]...
- “Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой” (по повести Б. Васильева “А зори здесь тихие… “) Тема войны, подвига, человеческих страданий не могла оставить равнодушными наших современников. Повесть “А зори здесь тихие… ” сразу завоевала читательские сердца. Б. Васильев пришел в литературу опытным, зрелым человеком, знающим жизнь, духовное состояние своего современника, меру его страданий и радостей. Отсюда – подлинная человечность его героев, их высокая мера ответственности за себя, свой народ и […]...
- Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа “Герой нашего времени” По мнению Бердяева, философия – это искусство, которому нельзя научить, акт творчества. Неудивительно, что философские взгляды часто находят свое отражение в произведениях искусства. Художники выражают свое мировоззрение в полотнах, писатели – в романах и рассказах, поэты – в лирике и поэмах. Творчество Лермонтова в полной мере отражает его философское понимание жизни. Почти в каждом лирическом […]...
- “Слово о полку Игореве” и его связь с устным народным творчеством Для всех жанров древнерусской литературы было характерно использование многочисленных приемов устной речи. Дело в том, что в произведениях тех времен еще не успели прочно закрепиться приемы письменного творчества, резко противопоставляющие его устному художественному слову. Именно поэтому в памятниках древней литературы, в частности в “Слове о полку Игореве”, так часто можно встретить элементы устного народного творчества. […]...
- Идейно-тематическая связь поэмы “Мцыри” с лирикой М. Ю. Лермонтова Поэма “Мцыри” – один из последних классических образцов русской романтической поэзии. Проблематика этого произведения тесно связана С центральными темами лирического творчества Лермонтова: темой одиночества, неудовлетворенности окружающим миром, жаждой борьбы и свободы. Мцыри – герой-борец, протестующий против насилия над личностью. Он жаждет воли, свободы, “просит бури”, подобно парусу, не удовлетворяясь тихой судьбой монаха, не покоряясь року: […]...
- Проблематика “На дне” и ее связь с общественной жизнью 90-х годов С. С. Чахотин, крупнейший мыслитель начала XX века, охарактеризовал первые годы нового столетия словами о том, что “родина больна, болезнь идет своим порядком”, а “русская интеллигенция, мозг страны, не имеет права стоять в стороне и ждать, чем кончится кризис: выздоровлением или смертью”. В его размышлениях отразилась философия целого поколения патриотов, сделавших своей целью восстановление прежней […]...
- Человека ведут на плаху Самые разные книги, на любые темы, для большого круга читателей можно найти сейчас на книжных полках магазина. Но почти каждого человека интересуют книги на нравственную тему, которые содержат в себе ответы на извечные вопросы человечества, которые смогут подтолкнуть человека к их разрешению и дать ему точные и исчерпывающие ответы на эти вопросы. Таким, к примеру, […]...
- Выразительные средства в стихотворениях М. Ю. Лермонтова “Тучи”, “Утес”, “На севере диком… “ На первый взгляд может показаться, что обозначенные стихотворения относятся к так называемой пейзажной лирике и описывают лишь картины природы. В этом, несомненно, есть доля правды. Но лишь ее доля. Ни в коем случае нельзя забывать, что лирика – это всегда выражение мыслей и чувств автора, и речь в любом стихотворении всегда идет о человеке, о […]...
- Духовная связь писателя с его литературным героем (По творчеству А. И. Куприна) Над вымыслом слезами обольюсь… А. С. Пушкин Известно, что в героях литературных произведений всегда присутствуют некоторые черты характера самих писателей. В уста иных героев писатели вкладывают свои наболевшие мысли. Но личность писателя остается скрытой для постороннего взгляда. Поэтому можно только догадываться о тех или иных свойствах характера писателя по поступкам его героя. Идя по этому […]...
- Художественное новаторство в изображении человека (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей “Война и мир”. Хотя писатель считал именно мирную жизнь настоящей жизнью человека, в центре внимания автора – повествование об Отечественной войне. В романе мастерски используются различные нововведения. Это первый исторический роман-эпопея, в котором упомянуто более пятисот героев. Их можно разделить на любимых […]...
- Образ “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмач-кина […]...
- “Берегите в себе человека!” (по произведениям А. П. Чехова) В человеке все должно быть прекрасно… А. П. Чехов Есть в мире ценности, над которыми не властно время: мир, окружающий нас, с его солнцем и небом, с шелестом листьев в лесу, с шумом морского прибоя, и мир, который в каждом из нас. Мир с его нравственными ценностями, пониманием добра и зла, любви и ненависти, бескорыстия […]...
- Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой, но и над нами – людьми. И это понятно, ведь мы – часть природы, одно из звеньев цепи, которая когда-то была прочной и надежной. Как же так случилось, что мы сами порвали эту цепь? Откуда возникло это нелепое, […]...
- От “внешнего” человека к “сокровенному” (по повести А. П. Платонова “Сокровенный человек”) Имя самобытного русского писателя Андрея Платоновича Платонова (Климентова) не так давно стало известно широкому кругу читателей. К сожале – нию, его удивительная проза, выстраданная, по собственному признанию автора, “обнажившимся сердцем”, долгое время оставалась принудительно невостребованной читателями. Действительно, у прозы Платонова трудная судьба. В 1927 г. состоялся его яркий дебют: сборник рассказов “Епифанские шлюзы” принес писателю […]...
- Позиции лирических героев в стихотворениях “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова Стихотворения “Ангел-хранитель” А. Блока и “Рыцарь на час” Н. А. Некрасова на первый взгляд не имеют между собой ничего общего. Действительно, А. Блок и Некрасов – это совершенно разные писатели, каждый из которых отличается своим самобытным стилем, характером произведений, они жили и творили, по существу, в разных эпохах: “Рыцарь на час” был написан в 1862 […]...
- Человека ведут на плаху (по роману Ч. Т. Айтматова “Плаха”) Более двадцати лет назад на книжных полках магазинов появился роман Чингиза Айтматова “Плаха” – произведение, привлекающее нас близкой проблематикой и особыми героями. Персонажами данной книги стали собиратели анаши, молодой парень, выдворенный из духовной семинарии за вздор, бывшие заключенные, “кулаки”. Писатель отдает максимум внимания взглядам людей на природу. Что чрезвычайно немаловажно, в силу того, что, чем […]...
- Любовь и красота – вечные спутники человека (По творчеству И. А. Бунина) Любимая – жуть! Когда любит поэт, Влюбляется бог неприкаянный. Б. Пастернак Самым прекрасным чувством издревле считается любовь. На любви к ближнему построены все религии на земле. Любовь и красота являются мощными двигателями прогресса. Человечество хранит в своей памяти имена людей, жизнь которых была отмечена высокой любовью к родным людям, к Родине, к человечеству. Иван Алексеевич […]...
- Н. А. Некрасов – народный поэт (Связь поэзии Некрасова с народной поэзией) Я лиру посвятил народу своему… Н. А. Некрасов Стихи и поэмы Н. А. Некрасова представляют собой подлинную энциклопедию русской жизни 50-70-х годов XIX века. В них встают яркие картины деревенского и городского быта. Наиболее значительными поэмами Некрасова являются те, в которых он воспевает народную жизнь. Многие его стихотворения стали народными песнями. В чем же секрет […]...
- Тема “маленького человека” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Тема “маленького человека” является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин (“Медный всадник”), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о “маленьком человеке”, живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”. Тема […]...
- Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов” и К. Н. Батюшкова “К Дашкову” Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – […]...
- Ответственность человека за свою и чужую жизнь (по рассказам А. П. Чехова “По делам службы”, “Ионыч”, “Крыжовник”) Осмысленная жизнь без определенного Мировоззрения – не жизнь, а тягота, Ужас. А. П. Чехов В 90-е годы XIX века в творчестве Чехова наступает перелом, связанный с изменением в общественной жизни. Тематика его произведений становится более серьезной. Продолжая линию критического реализма Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Чехов выступает против гнилой “тины ужасающих мелочей”, уродующих жизнь. Все глубже становятся […]...
- Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого Горит весь мир, прозрачен и духовен, Теперь-то он поистине хорош, И ты, ликуя, множество диковин В его живых чертах распознаешь. Н. А. Заболоцкий В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь […]...
- Роль природы в переживаниях действующих лиц В пьесе А. Н. Островского “Гроза” значительное место отводится природе. Само название драмы обозначает яркое и сильное природное явление. Названием своего произведения Островский словно подчеркивает, что природа имеет сильнейшее влияние на человеческую жизнь. Также огромная роль в пьесе принадлежит описанию природы. Пейзаж у Островского является не только фоном, на котором разворачиваются все события, он как […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве М. Ю. Лермонтова Если говорить о таких писателях, как Гоголь и Достоевский, то тема “маленького человека” постоянно присутствует в их творчестве. Лермонтов ставил перед собой другую задачу: показать незаурядную личность, которая страдает в бездействии, не видя смысла в жизни, потому что для такой личности любая деятельность – это мелочный вздор. И все же Лермонтов почти один из первых […]...
- Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Каждый человек, каким бы замкнутым или одиноким он ни был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу. Судьба главного героя рассказа Л. Н. Толстого – Ивана Васильевича – резко изменилась после событий всего лишь одного утра. Окончив университет, он не выбрал, как планировал карьеру военного, просто […]...
- Раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях в повести В. Астафьева “Царь-рыба” Произведения, так или иначе связанные с темой деревни, обычно называют “деревенской прозой”. О деревне написаны очень разные по жанру книги: повести В. Астафьева и В. Распутина, социально – эпопейная трилогия Ф. Абрамова, нравовоспитательные романы В. Можаева, рассказы В. Белова и В. Шукшина. Какое же место в литературе о деревне занимает творчество В. Астафьева и, в […]...
- М. Горький: “Правда – бог свободного человека” Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился “рабом вещей”, падала ценность личности. В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения. Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои – вымышленные. В пьесе “На дне” Горький показывает уже совершенно другой тип людей – людей дна, сломленных жизнью, обреченных на […]...
- Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о себе избегает. Однако это невыявленное, подсознательное необычайно важно: именно глубины сознания определяют отношения с людьми, поступки, представления о добре и зле. В романе “Преступление и наказание” почти нет неменяющихся, […]...
- Образ Онегина – “лишнего человека” в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Термин “лишний человек” ввел в обиход русской культурной жизни И. С. Тургенев в пятидесятые годы XIX века. Однако впервые в русской литературе образ “лишнего человека” создает А. С. Пушкин, а в черновиках романа отчужденность главного героя от бытовых условностей аристократического общества подчеркивается упоминанием о том, что Онегин на светском рауте “как нечто лишнее стоит”. Что […]...
- Спор о назначении человека в пьесе М. Горького “На дне” В 1892 году первый рассказ М. Горького – “Макар Чудра” – открыл читателям России нового писателя. А двухтомный сборник очерков и рассказов, вышедший в 1898 году, принес ему широкую известность. С невероятной быстротой его имя разнеслось по всем уголкам России. Молодой писатель в темной косоворотке, подпоясанной тонким ремешком, с угловатым лицом, на котором четко выделялись […]...
Малодушие сочинение.