Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира “Гамлет”)

Трагедией обычно называют драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и, чаще всего, завершающиеся гибелью героя. В сердцах читателей и зрителей трагедия рождает сильный душевный подъем, сложное чувство сопереживания происходящему, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие трагического как чего-то возвышенного и облагораживающего душу. “Уничтожьте роковую катастрофу в любой трагедии, – писал выдающийся

критик В. Г. Белинский, – и вы лишите ее всего величия, всего ее значения, из великого создания сделаете обыкновенную вещь… ” Другими словами, трагедия, используя возможности драмы, типизирует, укрупняет наиболее важные жизненные противоречия, придает им общечеловеческий (философский, “вечный”) смысл.
Трагедия возникла в Древней Греции и достигла своего расцвета в творчестве крупнейших афинских трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида. Они создали героическую, проникнутую высоким гражданским духом трагедию, прославляющую величие свободного человека. Спустя два тысячелетия английская
литература выдвинула на рубеже XVI-XVII веков У. Шекспира, одного из крупнейших трагиков всех времен и величайшего драматурга Возрождения.
Уильям Шекспир начал свой творческий путь в годы наибольшего роста национально-патриотических настроений и радужных идей. Однако в начале XVII века происходит коренной переворот в его взглядах, что ярко отразилось в произведениях этого периода. Оптимистическая, жизнерадостная тональность, характерная для его ранних творений, сменяется трагическим мироощущением, и это вовсе не уменьшает таланта драматурга. Наоборот, именно в эти годы были созданы его лучшие произведения, в числе которых и трагедия “Гамлет”, которая резко отличалась от современных ей и существовавших ранее произведений своей глубиной, сложностью, значительностью и богатством идейного содержания. В “Гамлете” через характеры и душевный мир героев автор раскрывает все жизненные и социальные противоречия, а личная жизнь действующих лиц зависит от целого комплекса проблем общественной морали.
Великое мастерство драматурга проявилось в каждой строчке произведения, в том, как искусно передано здесь его особенное ощущение жизни, одновременно трагическое и героическое. Именно к Шекспиру лучше всего относятся слова Ф. Энгельса о “титанах по силе мысли, страсти и характеру… “. Его титанизм проявился в необычайной глубине раскрытия всех противоречий современной ему эпохи, которые отразились в характере его героя (Гамлета) со всеми его страстями, исканиями, сомнениями. Главной идеей трагедии “Гамлет” становится утверждение необходимости борьбы против зла и пороков окружающего мира. Автор с предельным негодованием относится ко всему, что лишает человека его ценности и величия, его истинной человечности. Выразителем этого негодования и является Гамлет, с обостренной критичностью мысли, силой страсти и характера. Начавшись со стремления принца отомстить убийцам своего отца, тема произведения расширяется, открывая всю глобальность проблемы, все масштабы зла, царящего в королевстве. Герой, следовательно, уже должен изменить весь мир, чтобы восстановить нормальный ход времен. И он, в конечном итоге, оказывается способным победить все мерзости и несправедливости общества.
Таким образом, “Гамлет” особенно убедительно демонстрирует то новое, что внес Шекспир в сравнении с античной трагедией, в которой герой ставился в зависимость от судьбы, всемогущих внешних “роковых” обстоятельств, подавляющих человеческую инициативу. У Шекспира же человек (Гамлет) предстает как творец своей судьбы, все зависит от его действий, образа мыслей, чувств, которые, в свою очередь, коренятся в условиях реальной жизни.
С одной стороны, автор предчувствовал крах средневековых традиций и верований, всех “священных связей” феодальной эпохи, который ведет к распаду прежнего великого мира. С другой стороны, он понимал, что новый мир несет еще большее закрепощение человека, процветание хищничества и распущенности в обществе. Отсюда возникало ощущение, что люди идут по краю пропасти, в которую в любой момент могут упасть. Однако пессимистические настроения, которые лишают человека стремления к лучшему, ломают его волю, были чужды писателю. Поэтому его произведения, несмотря на свою трагичность, содержат призыв к мужеству, веру в торжество светлых сил на земле.
Трагедия “Гамлет”, как и другие великие произведения драматурга, наполнена духом протеста против тирании, она всегда будет оставаться грозным оружием в борьбе с эгоизмом, лицемерием и всеми формами деспотизма. История датского принца, поднятая гением Шекспира до выражения трагедии всего человечества, никогда не перестанет волновать читателей и зрителей всего мира.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Твір на тему посієш вчинок-виросте характер.
Ви зараз читаєте: Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира “Гамлет”)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.