Нравственность и научно-технический прогресс (по роману Е. Замятина “Мы”)

Роман “Мы” написан Е. Замятиным в сложное для страны время – в 1920 году. В этот период Россия активно пыталась построить новую жизнь. Поэтому в своем романе писатель решает серьезную проблему, пытается понять, по какому пути пойдет научно-технический прогресс и как он отразится на нравственном облике его потомков. Действие романа происходит в далеком будущем – через тысячу лет. Уже нет отдельных народов, а есть Единое Государство. Перед жителями его поставлена единая задача: “Вам предстоит подчинить неведомые существа, обитающие

на других планетах, – быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически безошибочное счастье, ваш долг заставить их быть счастливыми”. Уже в этой постановке вопроса виден научно-технический прогресс. Счастье – самое хрупкое, самое непредсказуемое – оказывается, можно вычислить математически. А дальше еще страшнее – насильственно, в принципе – с уничтожением того, кто должен стать счастливым. Будущее, нарисованное Е. Замятиным, носит отчетливо авторитарный характер. Вся жизнь подчинена законам. Существует общее, обязательное для всех расписание жизни,
даже интимной; человек теряет свое имя и становится “нумером”. И чем дальше, тем страшнее: утеряна формула хлеба, изобретена новая нефтяная пища (правда, выжило только 0,2 населения земного шара), памятник древней литературы – “Расписание железных дорог”, бессмертная трагедия – “Опоздавший на работу”, настольная книга – “Стансы о долевой гигиене”.
Е. Замятин показывает, что с развитием технического прогресса из жизни исчезают чувства, главными становятся цифры: “Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений”. Цифра – идеал человека. Что уж говорить о вечном, о прекрасном? Музыка Скрябина – “дикость”, вдохновение – “неизвестная форма эпилепсии”. В Едином Государстве красота носит чисто утилитарный характер, Она сводится к функциональности: “Красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы пищи и прочее”.
Полностью отмирает духовная жизнь, жителям Единого Государства даже сны не снятся, это считается серьезной психической болезнью, и горе тому, с кем случится то, что с Д-503: “У вас образовалась душа, это низменно”. Бездушная техника вместе с бесчеловечной властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир лишен любви, души, поэзии. Человеку – “нумеру”, лишенному имени, внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье”, а счастье – в отказе от собственного “я” и растворении в безликом “мы”.
Роман Е. Замятина – предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. Технический прогресс обеспечивает “однотипность”, безраздельно властвующую над жизнью всех членов общества, утилитаризм, бездуховность. Поражает, что Е. Замятин смог предвидеть, сколь трагическим будет результат внедрения “формулы счастья” в живую плоть жизни, сколь мучительным будет процесс освобождения от ложных представлений и как дорого обойдется расставание с миром “мнимостей”, паразитирующих на стремлении человека к счастью и справедливости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Міні твир улюблена пiсня моеi мами.
Ви зараз читаєте: Нравственность и научно-технический прогресс (по роману Е. Замятина “Мы”)
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.