Образ “высокого неба” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” (2)
Теперь, когда роман “Война и мир” мной прочтен и обдуман, я спрашиваю себя: только ли он о войне с Наполеоном и о мире после победы. И отвечаю – нет, он еще и о смуте в душе, и о мире в душе. Душа – это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек. Познать, понять душу дано не всем. Наука о душе, морали, нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) – наиболее интересная и сложная. В литературе ее исследовали Достоевский и Толстой.
Достоевского интересовал страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии,
Особенно в этом случае характерными мне представляются герои романа “Война и мир”, его можно назвать “энциклопедией человека и жизни”. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось,
Толстой умеет гениально анализировать поступки и мысли людей. Он не только изображает определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрывает причины этих явлений, тайные истоки явного. “Война и мир” – произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя в том, что он выражает свои мысли в предельно ясной форме и в то же время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в описываемых событиях. Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника. Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от жизненной правды – того, что является основой подлинного искусства.
Часто в героях Толстого нет ничего героического. Они нарисованы предельно правдиво, жизненно. К “Войне и миру” больше, чем к любому другому произведению подходят слова: “Жизнь народа – один из главных героев романа”. И все же, как у всякого автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он его себе представляет. Идеал не в смысле “ходячая добродетель”, образ выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это человек “во плоти и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью, – как все люди.
Внешность и внутреннее содержание чаще различны, чем идентичны. Красавица Элен никого не способна сделать счастливым, например. Но в своих любимых героях Толстой подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины – это некрасивый и неуклюжий Пьер, а идеал женщины-матери, женщины – хранительницы семьи – непривлекательная и замкнутая княжна Марья.
Осталось неясным, была ли красива Наташа Ростова, когда мы впервые встречаемся с ней. Писатель наделил своих любимых героев прекрасной душой, убеждая читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное – самый страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души, истинные идеалы – вот что писатель ценит в человеке более всего.
Да и так ли уж важно красив ли человек внешне? Истинно прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. “Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба”, – думает Андрей Болконский, переосмысляя свою жизнь после ранения. Этот во многом символический образ проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности автора, его взглядов, замыслов при написании книги. Красота души, нравственность главных героев романа и самого автора – вот их высокое небо, то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев – эталоном духовного совершенства и красоты. Только ведь стали они такими, пройдя сквозь разрушительную войну в России и восстановив мир не только в ней, но и в своих душах.
Балади про робін гуда скорочено.