Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И. А. Гончарова “Обломов” (2)
В творчестве И. А. Гончарова романы – “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” – занимают главнейшее место. На глубокое внутренне единство этой своеобразной трилогии, созданной на разных этапах творческого пути писателя и посвященной различным периодам русской жизни, указывал сам автор. Но несомненно, что в трилогии Гончарова особое, центральное место принадлежит “Обломову” – одному из “самых лучших романов нашей литературы”, по выражению М. Горького.
Глубокий социальный смысл образа Обломова и всей
Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и не замалчивает добрых его качеств. “Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”.
Но еще одна жертва, еще одна разбитая жизнь предстает перед читателями. Это образ Захара. Этот образ играет огромную роль в раскрытии характера Обломова. Крепостной Захар – это как бы микро-Обломов, это яркая иллюстрация к той мысли, которую выстрадал еще Пушкин: крепостное рабство губительно сказывается не только на угнетателях, но и на угнетаемых. Если в Обломове с такой глубиной была отражена мертвящая сила крепостнических отношений в применении к господствующему классу, то в судьбе крепостного Захара та же опустошающая сила подтверждает мысль Пушкина. Оба они – и барин, и его слуга – олицетворяют кризис и распад патриархально-крепостнического уклада жизни.
Обломовщина – это не только сам Илья Ильич, но и его слуга Захар с рабской преданностью барину. Таким образом, в романе обнажается сложная взаимосвязь рабства и барства. Отвратительная привычка Обломова получить удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-то границу. Обломов – раб своего крепостного Захара, потому что полностью зависит от него. И трудно решить, который из них более подчиняется власти другого. По словам Добролюбова, “чего Захар не захочет, того Илья Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и против воли барина, и барин покорится”. Поэтому и слуга Захар в известном смысле “барин” над своим господином. Полная зависимость от него Обломова дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал существования Ильи Ильича – “праздность и покой” – является в такой же мере вожделенной мечтой и Захара. Оба они, господин и слуга, дети Обломовки.
Проблема сімейного щастя в драмі ляльковий дім.