Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова “Горе от ума” и Н. В. Гоголя “Ревизор”
Как таковое, чиновничество появилось в России при Петре I. Именно он ввел знаменитую “Табель о рангах”, где все государственные должности делились на четырнадцать классов – от коллежского регистратора до действительного тайного советника. Будучи прогрессивной в эпоху царствования Петра I, “Табель о рангах” к XIX веку, безусловно, устарела. Однако так называемое просвещенное общество продолжало делить себя на четырнадцать классов. Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской
“плывет в руки”, т. е. взяточник и ханжа – таким предстает перед нами глава чиновников уездного города Сквозник-Дмухановский. Он. сам признается, что “мошенников над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать”. Соревнование в мошенничестве, казнокрадство и подлоги он возвел в норму жизни. А взяточничество для городничего настолько близко и родственно, что он и не сомневается в его правомерности: “Это уж самим богом устроено”. Всегда грубый и дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановский разительно меняется при общении с начальством: его вежливость, обходительность и показное радушие не знают границ. Такие метаморфозы объясняются неуемным желанием, мечтой всей жизни городничего выбиться в генералы, стать птицей высокого полета. Подобные интересы владеют умами всех помощников городничего – это и судья Ляпкин-Тяпкин, и попечитель богоугодных заведений Земляника, и смотритель училищ Хлопов, и почтмейстер Шпекин – манера поведения этих героев как две капли воды похожа на поведение самого городничего. Самые значительные люди в городе, вроде судьи, который пользуется авторитетом образованного человека, на самом деле никчемны и бездеятельны. Ляпкин-Тяпкин не только полностью не сведущ в судебных делах, но и не занимается ими вовсе. Увлекаясь охотой, он берет взятки борзыми щенками и находит верный способ уйти от ревизии, давая Хлестакову деньги “взаймы”. Попечитель богоугодных заведений Земляника так же слывет в обществе “человеком честным”, а в действительности – плут “тонкий”. Онне только казнокрад и бездельник, но и ябеда: при первой же возможности он наговаривает Хлестакову на своих же товарищей, стремясь обелить себя. Земляника так говорит об особенностях медицинского обслуживания во вверенной ему больнице: “Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Почтмейстер Шпекин – человек умственно ограниченный, не имеющий ни достоинств, ни нравственных принципов. Единственный его интерес в жизни – это мелочное любопытство. Шпекин получает истинное наслаждение, когда злоупотребляя своим служебным положением, распечатывает чужие письма. Его не мучают ни совесть, ни смущение, в этом он видит чуть ли не свою обязанность. Робкий и забитый, вечно трясущийся от страха, смотритель училищ Хлопов не стремится что-либо изменить: он охвачен постоянным страхом перед возможными ревизиями и все его действия сводятся только лишь к постоянным жалобам и нытью. Подобное отношение к своим служебным обязанностям характерно для всего чиновничества города. Такие “государственные мужи” нисколько не пекутся о людях или благоустройстве города. Их личные интересы и собственное спокойствие дороже для них всего на свете. Высмеивая и критикуя чиновничество, Гоголь раскрывает всю несостоятельность административного устройства России. Недаром писатель говорит: “В “Ревизоре” я решил собрать все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, а за одним разом и посмеяться над всем”. “Горе от ума” Грибоедова и “Ревизор” Гоголя показывают, насколько порочен был чиновничий строй начала 19 века. Хотя я считаю, что пороки, которые высмеивали Грибоедов и Гоголь, не исчезли с течением времени. Взяточничество, казнокрадство существуют и сейчас, только в другом виде. Они скрываются под видом, например, благотворительности, какого-нибудь строительства, но они есть. И я считаю, что никогда не исчезнут.
Вінграновський і є народ.