Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Отличительные черты пушкинского романтизма
Отличительные черты пушкинского романтизма
Пушкин часто подчеркивал свое несогласие с наиболее ходовыми и распространенными определениями романтизма.
“Сколько я ни читал о романтизме, все не то”, – писал он своим друзьям. В шестой главе “Евгения Онегина”, написанной в 1826 году, Пушкин, “цитируя” унылые предсмертные стихи Ленского, замечал:
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
Разъяснение этому ироническому замечанию поэт дал немного позднее, в 30-е годы, заявив, что романтическая
Взгляды Пушкина на романтизм можно назвать антиклассическими. Те, что писали “по всем правилам парнасского православия”, заслужили порицание поэта. Строгая система правил классицизма, считал Пушкин, слишком сковывает, не позволяет развить в достаточной мере воображение. Более того, он утверждал, что романтическая школа “есть отсутствие всяких правил, но не всякого искусства”. Пушкин с презрением и осуждением относился ко всем литературным канонам. Отсюда и его слова, высказанные в послании
Ты обещал о романтизме,
О сем парнасском афеизме,
Потолковать еще со мной…
Пушкин рассматривал романтизм как отмену классических правил. И часто называл романтиками тех писателей, которые отказались от “классических” форм. С точки зрения его эстетических теорий отличительной чертой поэта-романтика является разрыв с общепринятыми нормами и образцами. По этой причине Пушкин отказался назвать романтиком французского поэта Андре Шенье. И, наоборот, причислял к романтикам Данте, Шекспира, Сервантеса, Гете.
Что касается романтического героя Пушкина, то он отнюдь не уныл и не разочарован. Скорее наоборот: романтическому герою поэта чужды эти чувства, ему свойственны бурные страсти и необыкновенные приключения.
Необыкновенное в человеке, в природе, в форме произведения – вот главные темы, проблемы и принципы пушкинского романтизма. Отсюда и необыкновенные картины природы в его произведениях: молдавские степи, морские пейзажи Крыма. Пушкину было свойственно описание жизни и быта “необыкновенных” народов: крымских татар, цыган.
В романтических произведениях Пушкин противопоставлял унылой, однообразной действительности яркие разнообразные образы. Этим самым он, по всей видимости, хотел удалиться от повседневности.
От того, что больше всего Пушкина занимало необыкновенное в человеке, он обратился к проблеме человеческих страстей.
Именно изображение необыкновенных страстей определяло собой все элементы идейно-художественной структуры романтических произведений Пушкина, отделяя его романтизм от других видов романтизма первой четверти XIX века.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Черты классицизма, романтизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Написанная в начале XIX столетия, а именно в 1821 году, комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” впитала в себя все особенности литературного процесса того времени. Интересно проанализировать формальные и содержательные особенности комедии с точки зрения художественного метода. Литература, как и все общественные явления, подвержена конкретно-историческому развитию, поэтому на рубеже веков складывается ситуация параллельного существования […]...
- Переплетение романтизма и реализма в рассказах М. Горького Итак, на вопрос: почему я стал писать? – я отвечаю: по силе давления на меня “томительно бедной жизни, и потому что у меня было так много впечатлений, что “не писать я не мог”. Первая причина заставила меня попытаться внести в “бедную жизнь” такие вымыслы,”выдумки”, как “Сказка о Соколе и Уже”, “Легенда о горящем сердце”, “Буревестник”, […]...
- Черты классицизма в комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова Классицизм (от лат. classicus – образцовый) как стиль европейской литературы 17 – нач. 19 веков возник в результате обращения к искусству античности и поэтике Аристотеля и Горация. Отсюда и культ разума и обобщенных идеальных образов без конкретно-индивидуальных особенностей. Классицизм с его нормативностью должен был представлять жизнь в идеально-прекрасном виде и вести к совершенствованию человеческой натуры. […]...
- Черты “не мальчика, но мужа” в характере Гринева Петр Гринев, потомственный офицер российской армии, как было принято во времена Пушкина, написал мемуары о своей молодости, которая совпала по времени с народным бунтом под предводительством Емельяна Пугачева. Судьба свела молодого Петрушу, только еще добирающегося к месту службы, со странным человеком, которого они с дядькой Савельичем после окрестили вожатым. Этот человек встретился им в степи […]...
- “Прошедшего житья подлейшие черты” (2) Вот те, которые дожили до седин. Грибоедов. “Горе от ума” было написано в годы острой борьбы между старым, реакционным барством и революционной дворянской молодежью, видевшей в крепостнических порядках бедствие страны. Борьба эта, борьба между прошлым и будущим, и явилась главной темой комедии. В “Горе от ума” получили отражение оба лагеря – отжившее, крепостническое фамусовское общество, […]...
- Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере […]...
- Реалистические черты прозы Бунина Иван Алексеевич Бунин – последний русский классик, лауреат Нобелевской премии. Будучи представителем уходящей дворянской культуры, Бунин в своих произведениях запечатлел жизнь России конца XIX – начала XX века. Особенно дороги писателю были те черты прошлого, которые отмечены утонченным восприятием красоты и гармонии мира. “Дух этой среды, романтизированной моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки […]...
- Сходство Адуева с Владимиром Ленским В плане литературной традиции споры Петра Ивановича и Александра Адуевых более всего зависимы от эпизода споров Онегина и Ленского в Евгении Онегине” – с той существенной разницей, что в романе Пушкина споры героев охарактеризованы суммарно и не играют конструктивной роли. Главное сходство ситуаций, изображенных в “Обыкновенной истории” и “Евгении Онегине”, состоит в том, что в […]...
- Дикой и Кабаниха – основные черты самодурства (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Написав “Грозу”, А. Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н. В. Гоголь и М. Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа (“Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”), а с […]...
- “Прошедшего житья подлейшие черты” Комедия “Горе от ума” была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века – “век нынешний” с “веком минувшем”. Яркий представитель “века минувшего” – так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича […]...
- Черты утопии в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?” Н. Г. Чернышевский в своем романе “Что делать?” необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим “новый подход к проблеме”, “новых людей” Чернышевского, создающих “новую” атмосферу. Автор думает, что “новые люди” видят личную “выгоду” в стремлении приносить пользу другим, их мораль […]...
- Картины природы в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (2) В самом начале своей работы над “Евгением Онегиным” Пушкин писал П. А. Вяземскому: “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах – дьявольская разница”. В самом деле, стихотворная форма придает “Евгению Онегину” черты, резко отличающие и показывающие картины не только природы, быта. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На […]...
- А. С. Пушкин “Я памятник себе воздвиг нерукотворный… ” (Анализ стихотворения) Для меня А. С. Пушкин – самый любимый поэт. Пушкинская эпоха уходит от нас все дальше и дальше, но Пушкин от нас не отдаляется, наоборот, с годами он становится нам ближе. Творчество Пушкина многогранно. В своих произведениях он размышлял на философские, исторические и социально-политические темы, он раскрывал всю их глубину, используя яркую антитезу. В стихотворении […]...
- Романтическая тема в творчестве Пушкина С самого начала творческого пути А. С. Пушкина ощущается преобладание в его произведениях вольнолюбивых настроений. Эти настроения наиболее ярко отразились в его романтических поэмах. Романтическая тема в творчестве Пушкина получила два различных аспекта. С одной стороны, она приобрела героический характер в трактовке волевого образа человека, прошедшего через испытания страстей… С другой стороны, лирические переживания одушевлялись […]...
- Сочинение на тему: Портрет А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского (описание по картине художника) Портрет Ф. С. Пушкина работы О. А. Кипренского (описание по картине художника) Орест Адамович Кипренский был известным живописцем. В начале XIX века его считали лучшим портретистом в России, потому что в портретах он умел отразить душевный мир человека. И когда Дельвиг захотел иметь изображение своего друга, он заказал портрет Пушкина Кипренскому. Художник создал очень реальный […]...
- Литературно-эстетические взгляды А. С. Пушкина В детстве входит в нашу жизнь веселое и звучное имя – Пушкин, и до конца жизни сопровождает нас великий поэт как верный друг, воспитатель доброго и прекрасного в человеке. Пушкин был певцом и вдохновителем освободительного движения своего времени: как поэт, свою заслугу перед народом он видел в том, что будил “чувства добрые” и в свой […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Поэту” Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как “Пророк”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Памятник”, наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта. Стихотворение “Поэту” было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты “Северная пчела” Булгариным […]...
- Образ моря в лирике В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский, А. Пушкин, Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литературного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним […]...
- Своеобразие поэмы “Мцыри” М. Ю. Лермонтова Посчитать количество поэм у Лермонтова непросто: он начинал их, оставлял, снова возвращался и перерабатывал. Но те из них, которые мы изучаем в школе, являют собой образец совершенства и завершенности. Я хотел бы остановиться на поэме “Мцыри”. Это – одна из поздних поэм Лермонтова, датированная 1839 г., и один из последних классических образцов русской романтической поэзии […]...
- Общая характеристика поэзии М. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией А. С. Пушкина А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов – два самых значительных поэта первой половины XIX в. Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова “Смерть поэта”, в котором говорится о роковой дуэли Пушкина и упоминается значимый в этом контексте образ – Ленский, оказалось пророческим и для самого Лермонтова. И Пушкин, и Лермонтов – авторы не […]...
- Образ автора в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. (3) В нем русская душа, русский язык, русский характер… Н. В. Гоголь Пушкин… Наверное, трудно найти человека, который не знал бы этого имени. Пушкин входит в нашу жизнь в детстве и остается с нами до конца. Каким же был этот человек? Я думаю, что он стремился к свободе и справедливости. Поэт осуждал месть, произвол помещиков, эгоизм. […]...
- Анализ стихотворения А. С. Пушкина “Я вас любил: любовь еще, быть может… “ Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты. Многогранность любовной лирики Пушкина обусловлена множеством его влюбленностей. Завладев […]...
- Пушкин о роли поэта и поэзии Кто такой поэт? Каково его место в жизни? Может быть, он выше других и имеет право учить людей тому, как нужно жить? Или он должен быть просто зеркалом, отражающим в своей поэзии судьбы страны и чувства людей? Или, наконец, поэт имеет право только на отражение в поэзии своих собственных мыслей и чувств? В лирике Александра […]...
- Тема любви в лирике А. С. Пушкина (3) Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви […]...
- Изображение природы в лирике А. С. Пушкина А. С. Пушкин – великий русский поэт. Он явился новатором в русской поэзии во многих отношениях. Изображение природы занимает достойное место в его творчестве. Он открыл истинную прелесть природы средней полосы России, показав ее очарование и красоту. Изображение природы претерпевало изменения на протяжении всей жизни художника, что было связано со становлением его творческого метода, переходом […]...
- Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова (1) Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором […]...
- Евгений Онегин и Александр Пушкин. (2) Пушкин работал над романом “Евгений Онегин” много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его “энциклопедией русской жизни”. Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества. Роман был для поэта, по его словам, плодом “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”. Образ автора в романе создают лирические отступления. Если прочесть повнимательней, […]...
- Философские раздумья в поэзии М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов говорил страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу. Значительную часть своего творчества Он посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении “Пророк”. Нужно […]...
- “И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь” (1 вариант) Вечером 27 января 1937 г. по Петербургу распространилось известие, что Пушкин смертельно ранен Дантесом на дуэли. В это время Лермонтов был болен, и его лечил доктор Н. Ф. Арендт, навещавший умирающего поэта. От него Лермонтов узнал о предсмертных страданиях Пушкина. 29 января Пушкин умер. По словам А. И. Герцена, пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу […]...
- Тема вольности и протеста в стихах А. С. Пушкина Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен – Пушкин – в роли монумента? Гостя каменного? – он, Скалозубый, нагловзорый Пушкин – в роли Командора?.. М. Цветаева По-моему, очень точно схвачен Мариной Цветаевой образ поэта-мятежника, поэта-свободолюбца, поэта пламенного гражданского темперамента. Началось все с лицея. Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и […]...
- Поэт! В твоей предметы воле! Размышления о поэзии А. С. Пушкина Передо мной два не очень толстых тома, включающих в себя лирику Пушкина с 1813 по 1836 год. И чуть ли не в каждом стихотворении встречается упоминание о Музе. В разные годы жизни поэт постоянно рассуждает о своем назначении. В Лицее Пушкин уже затрагивает эту тему, но его стихи полны не раздумий, а радости жизни: … […]...
- Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина (4) … В мой жестокий век восславил я свободу… “ А. С. Пушкин Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании: Свободой Рим возрос, а рабством погублен… Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение […]...
- Сочинение на тему: Портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина (описание по картине художника) Портрет А. С. Пушкина работы В. А. Тропинина (описание по картинг художника) По свидетельству людей, знавших великого русского поэта, этот портрет отличался замечательным сходством с оригиналом. Близкий друг А. С. Пушкина С. А. Соболевский обратился к известному русскому, живописцу Василию Андреевичу Тропинину с просьбой написать поэта “как он есть, в домашнем халате, растрепанного”. Согласно этому […]...
- Тема дружбы и товарищества в творчестве А. С. Пушкина Обаяние имени Пушкина неисчерпаемо. Одна из важнейших тем его поэзии – тема дружбы, товарищества, всечеловеческой доброты. Друзья значили для Пушкина много. В лицейские годы это были студенты, охваченные как и сам будущий поэт, вольнолюбивыми настроениями. Среди них И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг. Шесть лет друзья провели в Царском Селе, делились радостными […]...
- Значение творчества А. С. Пушкина Пушкина не стало в расцвете его поэтических возможностей, а возможности эти были необычайно велики. Но Пушкин успел сделать очень много. Это величайший народный поэт, воплотивший в себе достижения предшествующей отечественной и мировой литературы, обозначивший евоим творчеством более высокий этап ее дальнейшего развития. Его творчество отразило своеобразие всех основных сословий страны – дворянства, крестьянства, буржуазии, мещанства: […]...
- К нему не зарастет народная тропа А. С. Пушкин мало прожил, но много написал. Однако по сравнению с тем, сколько написано о поэте после его смерти, написанное им самим – капля в море. Кто только не писал и что только не писали о Пушкине? Ведь кроме истинных почитателей творений великого певца были у него и недоброжелатели. Скорее всего эти люди завидовали […]...
- Сочинение-размышление о стихотворении А. С. Пушкина “К Чаадаеву” Читая стихи Пушкина, мы не только попадаем под обаяние его изумительного поэтического дара, но и открываем для себя особый талант этого поэта – талант дружбы. Стихотворения, посвященные дружбе, занимают особое место в его творчестве. Глубокое чувство дружбы зародилось у Пушкина в счастливые лицейские годы, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где встретил близких […]...
- Автор, Онегин, Ленский Проблема точки зрения В романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный […]...
- Жанровое своеобразие романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин” Пушкин с особым вниманием подходил к вопросу определения жанра своего произведения. Поэт охарактеризовал жанр “Евгения Онегина” как “роман в стихах”, что говорило о том, какая “дьявольская разница” существовала для него между поэтическим и прозаическим изображением одной и той же действительности, даже при сохранении той же тематики и проблематики. С одной стороны, роман “Евгений Онегин” является […]...
- Основные темы лирики А. С. Пушкина Нет, весь я не умру Душа в заветной лире Мой прах переживет И тленья убежит. А. С. Пушкин Одной из отличительных особенностей творчества А. С. Пушкина является необыкновенная разносторонность его творческого дарования. Глубоко искренняя реалистическая лирика поэта – невероятно важная, полная гениальной легкости и глубины часть творчества поэта. Лирический дар дает поэту возможность выражать свои […]...
Композиція твору климко.