Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в мире: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Герои Достоевского как будто живут в безвоздушном пространстве первобытного вселенского хаоса, где все начинается с них: именно им необходимо сделать первый и самый трудный шаг, ибо от этого зависят судьбы мира. Его герои
Два пути лежат перед человеком: стать палачом или жертвой. Третьего не дано. Почему так? Разве в жизни мы часто сталкиваемся с подобной дилеммой? Во всей ее остроте – лишь в исключительных случаях. Более того, многие так никогда и не поставят перед собой этого вопроса. Но это не означает, что вопрос не вставал перед ними: они
Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил его так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше.
Вот почему каждый из нас должен в момент взросления, в момент первой переоценки ценностей пройти “через Достоевского”: построить с Раскольниковым схему разделения людей на разряды; увидеть убитую старуху процентщицу и защищающуюся рукой от топора Лизавету; услышать исповедь Сони; ужаснуться сходству с Лужиным…
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Проблема добра и зла в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, […]...
- “Я себя убил!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание”, появившийся в печати в 1866 году, открывает, собой период великих романов в творчестве Ф. М. Достоевского. Многие считают этот роман лучшим произведением писателя. В письме к издателю сам автор так характеризовал свое произведение: “Это психологический отчет одного преступления. Молодой человек решил выйти из своего трудного положения, убил процентщицу, чтобы сделать счастливой […]...
- Раскаяние и искупление в романе Ф. М. Достоевского”Преступление и наказание” До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова – главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Как многие выдающиеся русские писатели, Достоевский уже в первом своем романе “Бедные люди” затронул тему маленького человека, живущего своей внутренней жизнью в условиях, грубо попирающих достоинство человека. Социальная тема, тема бедных людей”, “униженных […]...
- “Боль о человеке” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский В романе Достоевского “Преступление и наказание” впервые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной […]...
- Образ ребенка в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В 1866 году вышел в свет роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”, ставший совершенно новым явлением в русской литературе. Основное его отличие от предшествующих произведений состояло в богатой полифонии образов. В романе насчитывается около девяноста персонажей: здесь и городовые, и прохожие, и дворники, и шарманщики, и мещане, и многие другие. Все они, вплоть до […]...
- Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Итак, три момента важны в теории Раскольникова: альтруистический – помощь униженным людям и месть за них, эгоистический – когда “все позволено” и решил испытать себя, не “тварь ли я дрожащая”, и, наконец, самоказнь-когда оказалось, что “не выдержал”. В. И. Кулешов “Преступление и наказание” – наиболее значительный и совершенный роман Ф. М. Достоевского. В нем с […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” (2) Достоевский – это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись “Европейская и Русская цивилизация”, что это – город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург – город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства. Если посмотреть, что означает имя Петр, то […]...
- Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: “Все ли люди равны в своих правах и обязанностях или существуют индивидуумы, стоящие высоко над массой людской и имеющие гораздо большую свободу в действиях, нежели обыватели?” И по […]...
- Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Творчество Ф. М. Достоевского – одно из вершинных явлений мировой культуры. В нем с абсолютной достоверностью отражена жизнь современной писателю России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике в произведениях Достоевского подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания. […]...
- Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа – Родион Раскольников. Остальные же персонажи […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” (4) Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. В романе […]...
- Личность в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Личность в представлении писателей второй половины XIX века – это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои. Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции […]...
- Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (3) Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его “двойниками”: в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические […]...
- Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (2) Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия жизни России 50-х годов”, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа. В страшных […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” (5) Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит. А. С. Пушкин Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью преждевременно усталых героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего […]...
- Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1) Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия жизни России 60-х годов”, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа. В страшных […]...
- Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Мы одного поля ягоды… “ Свидригайлов – Расколъникову Роман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда “сломать то, что надо”. Кровь “по совести” (“все позволено” – продолжает “новое слово” Раскольникова Иван Карамазов) приводит […]...
- Символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” … Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном […]...
- Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (1) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей […]...
- Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление к наказание” В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале “Русский вестник” роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его “Пьяненькие” и описать в нем судьбу современного ему “маленького человека”, образ которого сохранился в итоге под именем Семена […]...
- “Все величие в романе отдано ей… ” (образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) (1) Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, […]...
- Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадок сальность внутреннего мира. Для отражения психологического состояния главного героя в романе “Преступление и наказание” автор использовал разнообразные художественные приемы, среди […]...
- Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Ты сам – свой Бог, ты сам – свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, […]...
- Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение, оценки которого были бы столь разноречивы и далее противоположны, причем расхождения эти связаны именно с вопросом о мотивах преступления Раскольникова и об отношении к ним […]...
- Нравственная проблематика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Одним из серьезнейших образцов русской литературы, в котором затронуты глобальные жизненные проблемы и вопросы, стал роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Здесь перед читателем раскрывается сложный мир внутренних переживаний, исканий, стремлений героев, их мучительная борьба с самим собой и с окружающей несправедливостью, их духовное падение и возрождение. Роман поражает удивительной глубиной раскрытия человеческих характеров […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” (6) Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его “Медном всаднике”, в “Пиковой Даме” мы сталкиваемся с двуликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека. Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана […]...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Теперь – за мной, читатель мой, В столицу севера больную… А. Блок. Возмездие Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание ” не только фон, на котором развертываются драматические события, но это художественный образ, помогающий понять психологию героев и весь роман в целом. Действие романа разворачивается на фоне безрадостного городского пейзажа, соответствующего состоянию Раскольникова, […]...
- Роль художественной детали в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Какой, уважающий себя автор, позволит себе опустить символы, детали, мелочи? Наверное, ни один писатель или поэт не позволит себе этого, конечно, если это не противоречит его манере писать и создавать художественные образы. А как же создаются художественные образы в “Преступлении и наказании” Достоевского? Федор Михайлович использует художественные детали, детали настолько мелкие, но очень точно передающие […]...
- Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают характер и душу человека. В “Преступлении и наказании” встречается четыре сна Родиона Раскольникова, но мы рассмотрим и проанализируем первый сон, описанный Достоевским в начале романе. […]...
- Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” А доведите до последствий, Что вы давеча проповедовали, Так выйдет, что людей Можно резать. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание На страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание ” перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры. Среди персонажей великой книги много лиц, […]...
- “Бедные люди” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В статье “Забитые люди” Н. А. Добролюбов писал: “В произведениях Ф. М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе”. Роман Ф. М. Достоевского […]...
- Раскольников и его “двойники” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (2) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой […]...
- Христианские представления, мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, […]...
- Сны Раскольникова и их место в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Прекрасный писатель всегда тщательно продумывает то, о чем хочет написать, и никогда не пытается опустить описания природы, интерьера, улиц, внешности, снов – всего того, что считается мелкими деталями, нюансами. Таким писателем я считаю Федора Михайловича Достоевского, замечательного человека, произведения которого всегда современны и актуальны. Очень многим известно, что Федор Михайлович уделял большое внимание мелочам, незначительным […]...
- Цветовая символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на “символическую заостренность литературных характеров […]...
- Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского Мне кажется, что преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы – со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на “обыкновенных” и “необыкновенных”. “Обыкновенные” – это те, кто, невзирая […]...
- Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”(1) Создание романа “Преступление и наказание” пришлось на переломный для России рубеж пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века. Это было время Второй империи во Франции, время Наполеона III, время Бисмарка, начавшего объединение Германии “железом и кровью”, время краха старых феодальных порядков в России и роста новых, буржуазных. На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И. С. […]...
- Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени. Уже в самом начале этого произведения мы узнаем, что его главный герой – бедный студент Раскольников “покусился” […]...
- Преступление и наказание Родиона Раскольникова в одноименном романе Ф. М. Достоевского Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и отразил безысходность в жизни многих людей, вскрыл нравственные пороки общества, вызвав ожесточенные споры, которые продолжаются и по сей день. Произведение увидело свет в годы глубочайших […]...
- Нравственный закон и объективная реальность в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя “давят ум глубочайший”, непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли”. Но, пожалуй, с еще большим словом мы можем отнести эти слова к романам, повестям, публицистике самого Достоевского. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, самыми беспокойными и беспокоящими мыслями пронизывает каждое свое произведение. “По […]...
Роль митця у поемі давня казка.