Головна ⇒ 📌Сочинения по русской литературе ⇒ Романтизм Жуковского (Баллада “Лесной царь”)
Романтизм Жуковского (Баллада “Лесной царь”)
Я утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
А. Пушкин
Василий Андреевич Жуковский – выдающийся русский поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Он является основоположником жанра баллады в России. Его перу принадлежат не только оригинальные “русские” баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, “Лесной царь”. Это перевод баллады Гете “Erlkonig”, сюжет которой немецкий поэт-философ заимствовал в датском
Жуковский отступил от подлинника, но его перевод по совершенству формы сразу же был признан образцовым.
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
Многие переводы и переложения Жуковского стали классическими. В них поэт прежде всего улавливал тон и дух образца, переживая драматические ситуации. Так и в балладе “Лесной царь мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность. Поэт не просто передает
“Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?”
“Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в желтой короне, с густой бородой”.
“О нет, то белеет туман над водой”.
И романтическим злодеем, духом, искушающим невинную душу, воспринимается лесной царь – король духов:
“Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои… “
С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Поэт держит в неослабном напряжении своих читателей, невольно задающих себе вопрос: кто победит в этим; единоборстве-дух или человек?
“Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой”.
Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется – мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и страх перед лесным эльфом:
“Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать”.
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит…
И неожиданная оригинальная концовка совершенно обескураживает: где те добро и справедливость, которым суждено торжествовать? Их нет в нашем мире.
Ездок погоняет, ездок доскакал…
В руках его мертвый младенец лежал.
Зло всегда настигает слабых и беззащитных.
В переводах Жуковский выступает как подлинный творец, позволяя себе отступать от буквальной точности оригинала. Он как бы сочинял баллады на заданную тему, “вышивая новые узоры по старой канве”. Он говорил, что поэт-переводчик – соперник автора, и практически доказал это своими прекрасными переводами.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Романтизм Жуковского (Баллада “Лесной царь”)(1) “И утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость”. А. С. Пушкин Василий Андреевич Жуковский – выдающийся поэт и общественный деятель, отдавший много сил и таланта развитию национальной литературы и русской словесности. Его перу принадлежат не только оригинальные “русские” баллады, но и талантливые переводы из зарубежной классики, например, “Лесной царь”. Это перевод баллады Гете, сюжет которой […]...
- “Баллада В. А. Жуковского “Светлана” (герои и сюжет)” Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского “Светлана”. “В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя… ” “Светлана” – одна из лучших […]...
- Баллада “Ивиковы журавли” Вы, журавли под небесами, Я вас в свидетели зову! Да грянет, привлеченный вами, Зевесов гром на их главу. В. Жуковский Василий Андреевич Жуковский – замечательный русский поэт, одним из первых отечественных лириков стал развивать в своем творчестве жанр баллады. Пожалуй, при жизни Жуковский-балладник пользовался большей известностью, чем лирик. Его баллады – это своеобразный “театр страстей”, […]...
- Герои и сюжеты баллад В. Жуковского в моем восприятии Переводчик в прозе есть раб, переводчик В стихах – соперник. У меня почти все чужое или по поводу Чужого, и все, однако, мое. В. А. Жуковский Даже невозможно представить себе, что бы мы делали без Жуковского-переводчика. Ведь для многих из нас “Одиссея” Гомера – это его “Одиссея”, один из вариантов “Слова о полку Игореве” – […]...
- Романтизм Жуковского В. А. Жуковский был по праву еще при жизни назван “отцом русского романтизма”. Уже первые произведения, написанные в его любимом жанре – жанре элегии, были встречены овациями, что послужило первым шагом по ступеням к признанию его “мэтром” этого направления. Зародившееся в сентиментализме внимание к “чувствительности” продолжило свое развитие в поэзии Жуковского. Если сравнивать его стихотворения […]...
- Жуковский – гений перевода Василий Андреевич Жуковский – прекрасный поэт XIX века, удивительно добрый человек, отзывчивый и гуманный, тонкий ценитель искусства, придал русской поэзии, по словам В. Г. Белинского, недостававший ей оттенок мечтательной грусти, задушевности и сердечности, “первым на Руси заговорил элегическим языком жалобы человека на жизнь”. А. С. Пушкин говорил о поэте: “Его стихов пленительная сладость пройдет веков […]...
- Идейно-художественное своеобразие баллад В. А. Жуковского Вопрос двоемирия интересовал человечество с древности. Не существовало ни одной языческой религии, не верящей в загробный мир. Отсюда такое мистическое отношение к смерти, переходу из одного состояния в другое. И наравне с учением о дуализме в человеческом сознаний появляется понятие “душа”. Но если в язычестве душа была только тем, что находится в теле, то с […]...
- Поэзия и жизнь в балладе “Светлана” В. А. Жуковского В. А. Жуковский – известный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора. В балладе “Светлана” автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного […]...
- Своеобразие романтической поэзии В. А. Жуковского Трагическая судьба В. А. Жуковского оказала влияние на его поэзию (“Жизнь и поэзия – одно”). Его любовь к Маше Протасовой, которую выдали замуж за другого, потом ее смерть, потеря друзей, чувство обездоленности с детства, одиночество обусловили основные мотивы лирики поэта. Несчастная любовь и разлука – мотив почти всех баллад – имеют явно автобиографическое происхождение. Теон […]...
- Баллады В. А. Жуковского Василий Андреевич Жуковский – один из создателей русской романтической поэзии. Русская литературная критика исключительно высоко оценила значение его творчества. По мнению Гуковского, он “открыл русской поэзии душу человеческую”. Романтизм часто противопоставляет цивилизации нетронутую природу, естественные человеческие отношения, простой уклад жизни. Все это происходит, вероятно, из-за недовольства собой, окружающим миром, неуверенности в возможность земного счастья. Эти […]...
- Сочинение на тему: Лесной доктор (сочинение-описание) Лесной доктор (сочинение-описание) Что это за стук слышен в лесной тиши? Это же дятел, лесной доктор, ритмично выстукивает звуки, которые проносятся по всему лесу! Маленькая птичка с нарядным ярко-красным хохолком, головка и спинка черные. На черных крыльях белые полоски и пятнышки. “Прилетели уланы, серые жупаны, красные шапочки: рубят пень на щепочки”. Эту загадку нередко загадывают […]...
- Герои и сюжеты баллады В. А. Жуковского “Светлана” (1) Творчество В. А. Жуковского открыло русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Великий поэт и переводчик сочинил множество элегий, посланий, романсов, баллад и эпических произведений. Особую известность принесли поэту баллады. Именно этот жанр он ввел в русскую поэзию. У Жуковского встречаются три вида баллад – “русские”, “античные” и “средневековые”. Название “русские” […]...
- Cюжет, герои и проблематика баллады Жуковского “Кассандра” Зарождение романтизма в России пришлось на начало 19 века. Ранний этап его развития принято связывать с именем Жуковского. В его лице русский романтизм делал первые, робкие еще шаги. Именно благодаря поэзии Жуковского можно сказать, что это течение выросло из сентиментализма, настолько созерцательны и статичны многие, особенно ранние его произведения. И действительно, первые замеченные критикой переводы […]...
- Тематика и особенности элегий и баллад Жуковского Элегии и баллады Жуковского оказали огромное влияние не только на развитие романтизма в русской литературе, но и на русскую литературу в целом, ибо Жуковский открыл новые психологические способы изображения внешнего мира и выражения внутреннего состояния человека. Так, например, он “изобрел” романтический стиль, ставший основой русской лирики XIX-XX вв., – “язык души”. При описании внешнего мира […]...
- “Преданья старины глубокой!” (по балладе В. А. Жуковского “Светлана”) В. А. Жуковский вошел в историю русской литературы прежде всего как автор баллад. Жанр баллады, появился в русской литературе задолго до Жуковского, но только он придал ему поэтическую прелесть и сделал популярным. Среди баллад Жуковского особое место занимает цикл о любви: “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Алинаи Альсим”, “Эльвина и Эдвин”, “Эолова арфа”, “Рыцарь Тогенбург”, где господствует […]...
- Тема судьбы в балладе В. А. Жуковского “Кассандра” Что такое судьба? Всецело ли зависит от нее человеческая жизнь? Предопределена ли она с самого рождения или можно еще решительными действиями изменить ее по своему желанию? Эти вопросы волновали человечество на протяжении всей его истории. Перу известнейших мыслителей древности принадлежат труды посвященные им. Не утратили они своей остроты и по сей день. С зарождением романтизма […]...
- Сочинение на тему: Царь зверей (сочинение-описание) Царь зверей (сочинение-описание) Нет никаких сомнений, что лев – царь зверей. Вид у льва царственный, величественный. Огромная мохнатая морда, внушительные клыки, мощные лапы, выносливое тело – все это признаки настоящего царя, который должен внушать к себе страх и уважение подчиненных – других зверей. Ни на кого лев прямо не смотрит, а все куда-то гордо вдаль. […]...
- Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского (1) В. А. Жуковский открыл русскому читателю в начале XIX века неожиданный и таинственный мир романтизма. Этот художественный стиль во всей полноте раскрыл удивительное дарование поэта. Жуковский написал множество восхитительных лирических стихотворений. Ведущие темы его творчества – дружба, любовь, жизнь природы. Поэт рисует картины окружающего мира глубоко эмоционально, при этом окутывая все дымкой туманности, таинственности и […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского “Песня” Своим учителем в поэзии Жуковский считал Карамзина, главу русского сентиментализма. Сущность романтизма Жуковского очень точно охарактеризована Белинским, сказавшим, что он стал “певцом сердечным утра”. По натуре своей Жуковский не был борцом, его “жалобы” никогда не перерастали в открытый протест. Он уходил от настоящего в прошлое, идеализировал его, думал о нем с грустью: О милый гость, […]...
- Война 1812 года в стихотворениях В. А. Жуковского “Певец во стане русских воинов” и К. Н. Батюшкова “К Дашкову” Перечитаем два стихотворения, посвященные войне 1812 года. Одно написано накануне сражения при Тарутине, второе уже после того, как неприятель был изгнан за пределы России. Авторы – почти ровесники, оба воевали. Однако в их стихотворениях отражены два совершенно различных взгляда на войну. И Жуковский, и Батюшков декларируют свои позиции с первых строк. Для одного война – […]...
- Гражданский подвиг поэта Василия Андреевича Жуковского Современники Жуковского и все поэты последующих времен в своем отношении к нему были необычайно единодушны – его любили, уважали, ценили. Александр Блок, как мне кажется, выразил общее мнение, написав о нем: “Никогда младость не перестанет вздыхать о славе и не предастся серой, уравнительной пошлости. Жуковский подарил нас мечтой, действительно прошедшей сквозь страду жизни. Оттого он […]...
- Роль фантастики в творчестве В. А. Жуковского До прихода Жуковского в русской литературе все было спокойно, торжественно, чинно, и, даже если лились слезы на берегу Лизиного пруда, это были слезы пассивные и ни к чему не ведущие. И вот он появился, будто распахнув дверь, и вместе со свежим ветром ворвались внутрь призраки, журавли, праведные и грешные девицы, мрачные убийцы и преданные влюбленные. […]...
- Человек и биосфера (По произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба”) В первой половине семидесятых годов XX века в Советском Союзе впервые были подняты проблемы экологии. В эти же годы Виктор Астафьев написал повествование, в рассказах “Царь-рыба”. Главные герои “Царь-рыбы” – это Природа и Человек. Критики назвали произведение социально-философским. Мысли и чувства автора имеют общечеловеческое значение. Название повествованию дала глава “Царь-рыба”, имеющая обобщенный символический смысл. Царь-рыба […]...
- Основные мотивы стихотворений В. А. Жуковского “Море” и “Вечер” Чтобы понять, какие чувства и мысли одушевляли поэзию Жуковского, сравним две его элегии. Элегия “Вечер” еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. В средней части элегии при зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей “священный круг”, “песни пламенны и музам и свободе”. В ночи поэт чувствует свое одиночество: “Лишенный спутников, влача […]...
- Восприятие, истолкование, оценка стихотворения В. А. Жуковского “Море” Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим с этой точки зрения элегию Жуковского “Море”. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая […]...
- “Певец во стане русских воинов” как отображение гражданского и поэтического кредо В. А. Жуковского Хвала возвышенным певцам! Их песни – жизнь победам; И внуки, внемля их струнам, В слезах дивятся дедам. В. А. Жуковский Когда говорят о теме поэта и поэзии в литературе, вряд ли кто вспоминает в качестве примера поэтов-романтиков. Разве что Рылеева, приверженца активного направления, в силу своих политических убеждений вставшего на путь борьбы и призвавших на […]...
- Стихотворение В. А. Жуковского “Море” Трепет объемлет душу при мысли о том, Из какого ограниченного и пустого мира поэзии В какой бесконечный и полный мир ввел он нашу литературу; Каким содержанием обогатил и оплодотворил он ее… В. Г. Белинский “Литературным Коломбом Руси” назвал В. Г. Белинский Василия Андреевича Жуковского, одного из создателей новой русской поэзии, открывшего “Америку романтизма… “. К […]...
- Рецензия на произведение В. П. Астафьева “Царь-рыба” (I вариант) Каждый писатель в любом своем произведении затрагивает тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий данного произведения или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают, что человек – создатель и он должен покорить все живое, обитающее на земле; […]...
- Жуковский – мастер баллады Как известно, В. А. Жуковский – поэт-романтик. Но его романтизм, в отличие от других, имеет свою специфику – в его произведениях наблюдается очень много мистических образов, деталей, понятий. Даже такое классическое понятие, как романтический дуализм (двоемирие), Жуковский раскрывает с оттенком мистицизма (что связано с его верой в загробный мир). Полнее всего мистическое мироощущение Жуковского выразилось […]...
- Русской поэзии душа человеческая (по творчеству В. А. Жуковского) Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А. С. Пушкин Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди современников-поэтов он выделился силой и красотой своего художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабом творчества и литературной […]...
- “Изображаемая Жуковским природа – романтическая природа, дышащая таинственною жизнью души и сердца” (В. Г. Белинский) (по лирике В. А. Жуковского) Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. А. С. Пушкин о В. А. Жуковском Трудно представить литературу и отечественную историю первой половины XIX столетия без Василия Андреевича Жуковского. Он стоял у колыбели зарождающегося таланта молодого Пушкина, с восторгом приветствуя его […]...
- Образ моря в лирике В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками по праву считаются В. Жуковский, А. Пушкин, Батюшков, М. Лермонтов. Если В. Жуковский буквально стоял у истоков этого литературного метода в России и в своем творчестве отразил смену сентиментализма ранним […]...
- Природа и человек в романтической лирике В. А. Жуковского (2) Предметом своего творчества Василий Андреевич Жуковский избирает мир человеческой души. Он обогащает русскую поэзию особым качеством – психологизмом. Лирика поэта носит глубоко личностный характер. В жизни Жуковского было много страданий. Их он отразил в творчестве. Любимый жанр поэта – элегия. Часто здесь лирический герой на фоне природы размышляет о жизни, о судьбе человека. Так, в […]...
- Рецензия на произведение В. П. Астафьева “Царь-рыба” (II вариант) Виктор Астафьев является одним из талантливых писателей наших дней. Родился он в 1924 году, детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем; писатель всегда возвращается в родные места, куда бы ни бросала его жизнь. Предвоенное детство было трудным, сиротским; самые светлые воспоминания – привольная жизнь […]...
- Лирический герой В. А. Жуковского В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму. Ранние стихотворения поэта проникнуты сентиментальными настроениями, в поздних же можно-найти характерные для романтизма темы и образы. Вместе с тематикой, проблематикой и общим настроением стихов Жуковского эволюционировал и […]...
- Романтизм в лирике А. С. Пушкина В каждую эпоху общество устанавливало для себя критерий, по которому можно было оценить любого человека. В античном мире это была красота физическая (вспомнить хотя бы скульптуры того периода – они всегда изображали обнаженных, физически развитых людей); позже на смену ей пришла красота духовная (одухотворенные лица святых). К XVII в. утвердилось убеждение, что сила человека – […]...
- Рецензия на произведение В. П. Астафьева “Царь-рыба” (III вариант) В этом году я познакомилась с удивительной книгой – сборником новелл Виктора Петровича Астафьева “Царь-рыба”. Это повествование о просторах великой сибирской реки, бескрайней тайге, голубизне и шири поднебесья, “нескончаемости мироздания и прочности жизни”, которая “играет” в малой капле и цветке, что дерзко вышел навстречу холодным ветрам и ждет солнца. Рассказ о таких чудесах природы не […]...
- Нравственность и экология по произведению В. П. Астафьева “Царь-рыба” Сборник новелл Виктора Астафьева “Царь-рыба”, пожалуй, никого не оставит равнодушным. Эти новеллы, рассказывающие о просторах великой сибирской реки, неохватной тайге, читаются с большим интересом. В “Царь-рыбе” поставлено множество важных проблем: философских, нравственных, экологических и социальных. Своеобразен и язык произведения. Писатель использует те местные слова, которые употребляют люди, живущие в его родном краю – слова, которые […]...
- Мои размышления над страницами повести В. Астафьева “Царь-рыба” В 70-х годах происходило углубленное исследование одной из важнейших проблем современности – проблемы “человек и земля”. По мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все острее вставал вопрос об охране окружающей среды. Аналитическое исследование действительности в современной литературе ведется путем изображения множества сложных контактов человека с природой. Одним из наиболее характерных произведений, дающих […]...
- Раздумья о роли человека на земле, о вечных духовных ценностях в повести В. Астафьева “Царь-рыба” Произведения, так или иначе связанные с темой деревни, обычно называют “деревенской прозой”. О деревне написаны очень разные по жанру книги: повести В. Астафьева и В. Распутина, социально – эпопейная трилогия Ф. Абрамова, нравовоспитательные романы В. Можаева, рассказы В. Белова и В. Шукшина. Какое же место в литературе о деревне занимает творчество В. Астафьева и, в […]...
Твір про щастя за твором скарб.