Сатирическая линия поэмы Маяковского “Хорошо” (1)
Подготовке, проведению и последующим достижениям Октябрьской революции посвящена известная поэма Владимира Владимировича Маяковского “Хорошо!”. Она является героическим произведением, однако важное место заняла в ней сатира. Маяковский сам определяет основную задачу своей поэмы:
С этою книгою побыв,
Из квартирного
Мирка
Шел опять
На плечах
Пулеметной пальбы,
Как штыком,
Строкой
Просверкав.
Неслучайно возникает во вступлении к поэме слово “штык”, именно к штыку намеревался автор приравнять
На шее
Кучей
Гучковы,
Черти,
Мать их за ноги!
Министры,
Родзянки…
Возглавляет “тюрьму-решето” Керенский. Самая характерная черта этого политика – склонность к политической демагогии и болтовне (“болтает сорокой радостной”). Для того чтобы создать сатирический портрет премьера, поэт использует прием
А вот и он:
В апплодисментном
Плеске
Премьер
Проплывает
Над
Невским.
Таков Керенский перед толпой. Совершенно иным он предстает тогда, когда в него пристально вглядывается Маяковский. Теперь он оказывается “вертлявым пострелом”, раскинувшимся на кровати царицы с характерной бесцеремонностью, либо авантюристом-правителем, который “сам себя уверенно и быстро назначает – то военным, то министрам юстиции, то каким-нибудь еще министром”. Перо Маяковского-сатирика беспощадно: Керенский подвергнут осмеянию за жестокость по отношению к участникам аграрных беспорядков, за предательство дела революции.
Интересно описание внешности Керенского. Поэт наделяет его “бонопартьими” глазами и рассказывает о нем стихами, воспроизводящими ритмику стихотворения Лермонтова “Воздушный корабль”. Стихотворение это было в свое время посвящено Лермонтовым Наполеону. Таким образом, у читателя закрепляется связь образа Керенского с образом Наполеона, душителя французской революции. Концовка главы говорит об обреченности Временного правительства:
Пришит к истории,
Пронумерован
И скреплен,
И его
Рисуют –
И Бродский, и Репин.
Метко и хлестко сказано Маяковским в четвертой главе поэмы о лидерах партий, поддерживающих Керенского и очарованных им. Среди них были П. Милюков и Е. Кускова. Кускова, по созданной автором комедийной ситуации, влюблена в самого Керенского. Забавно то, что влюбленная – почтенная старушка с пожелтевшими от старости седыми волосами. Достойно смеха картина, которую рисует перед нами поэт. Он представляет дело так, будто на глазах читателя перед необычайной няней, в роли которой выступает усатый профессор, происходит признание новоявленной Татьяны. Так, используя аналогичный прием и размер стиха, поэт использует литературную пародию на известную сцену из романа Пушкина “Евгений Онегин”. Этот прием выполняет сатирическую задачу в поэме у Маяковского. Союз всех сил, образующийся таким забавным способом и поддерживающий Временное правительство в борьбе с революцией, поистине смешон. Некоторые формы сатиры, используемые Маяковским в своей поэме “Хорошо!”, стоят в одном ряду с такими злободневными произведениями, как “Стихи о красной шапочке”, “Окна РОСТА”, “О дряни”, “Прозаседавшиеся”. Они разоблачают истинных врагов молодой советской республики.
Катерина тарас шевченко читать скорочено.