Тема общества и общественных отношений в творчестве А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя

Корень злых дел в дурных мыслях.
Л. Н. Толстой
Тема общества и общественных отношений не обходит практически ни одно из произведений русской литературы. Все художники так или иначе обращались к ней. Человек живет в обществе, а значит и литературный герой не может существовать в “безвоздушном” пространстве. Автор показывает положительные и отрицательные качества героев, противоречивость их характеров, неоднозначность поступков. Общество же всегда обличается художником. Автор выносит на суд читателя самые отвратительные и опасные,

а главное, злободневные пороки социума. Обличителями нравов великосветской знати Москвы и Петербурга, чиновничьей и помещичьей “братии” можно назвать всех классиков русской литературы девятнадцатого века. Особенно типичные и яркие образы чиновничьей аристократии всех мастей представлены в блистательных комедиях А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя.
В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” перед читателем предстает московская аристократия двадцатых годов девятнадцатого века. В самом начале комедии на сцену выходят два московских чиновника: Фамусов и Молчалин. Разница только в чинах, которая
и заставляет Молчалина всячески пресмыкаться перед своим начальником. Страх ограничивает свободу Молчалина, страх потерять теплое местечко и выгодную партию в лице Софии. Он обладает незаурядными “талантами”. “Умеренность и аккуратность” обеспечили ему “три награжденья”. В своем поведении Молчалин неотступно следует заветам отца. Он завещал ему угождать всем, кто может хоть как-то быть полезен для устройства жизни и карьеры. Чиновники передают свои мерзкие привычки и подлые замашки по наследству. Раболепская преданность укореняется в людях с детства.
Фамусов же даже не пытается заняться бумагами (своей непосредственной работой), подносимыми ему Молчалиным. С приездом Чацкого у него возникла серьезная проблема: “Который же из двух?” Для Фамусова выбор мужа своей дочери превращается в карточную игру на большие деньги. Он старается просчитать все возможные комбинации и сделать правильный ход. Боязнь просчитаться вызывает у Фамусова гнев на слугу, который вовремя не пригласил столь высокопоставленного гостя, как полковник Скалозуб. На самом деле, этот полковник не кто иной, как тупоголовый солдафон. Но зато “имеет в петличке орденок”, который обеспечивает ему “достойное” место в свете. Жизнь свою Фамусов устраивает по образцу своих авторитетов, таких же чиновников, Кузьмы Петровича и Максима Петровича.
Он считает за честь “сгибаться вперегиб” перед высокими чинами, а то и упасть в угоду господам. А если был “богат и на богатой был женат, переженил детей, внучат”, то значит жизнь прожил не зря. Фамусов, хоть и является управляющим в казенном месте, не меньший раб, чем мелкий чиновник Молчалин. Общественное мнение и людская молва держат этого маленького человечка в своих огромных лапах. Его заботит более всего, “что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна”.
В отличие от Грибоедова, Н. В. Гоголь в комедии “Ревизор” представляет нам “высшее” общество российской глубинки. В “Замечаниях для господ актеров” автор употребляет по отношению к своим героям такие определения, как “толстый”, “неповоротливый”, “неуклюжий”, “проныра”, “плут”. Одна только фраза о том, что городничий “очень неглупый по-своему человек”, представляет персонажа не в лучшем виде. А ведет себя солидно. Правда, взяточник, но это для чиновника обычное дело.
О том, что творится в городе, можно узнать уже по реакции чиновников на новость о приезде ревизора. А как известно, “не место красит человека, а человек – место “. Почтмейстер “простодушный до наивности человек”. Он, как и все, носит искусно сделанную маску. “Простодушие” не мешает ему просматривать чужие письма, приходящие на почту. Он готов выявить все письменные доносы, чтобы усидеть на своем пригретом месте и угодить городничему.
В богоугодных заведениях Земляники только дурно пахнет кислой капустой. Но зато “больные, как мухи выздоравливают”. Судья Ляпкин-Тяпкин, которому по должности необходимо быть прекрасно образованным человеком, прочитал пять книг. Это дает ему повод “сохранять в лице своем значительную мину”.
Вся чиновничья братия во главе с городничим предпочитает проводить время за карточным столом, а не в своих ведомствах. Оттого и больничную церковь растащили быстрее, чем успели достроить. Общая черта объединяет всех городских начальников. Эта черта – тупость. Тупы они на столько, что начинают совать взятки первому попавшемуся проходимцу. Хлестаков, конечно, не меньший транжир и трус, чем все чиновники, но хитрость и смекалку он проявил такую, какая всем провинциальным чиновникам и не снилась.
Пределом мечтаний городничего и его семейства являются петербургские балы, светские рауты, богатые женихи и дорогие туалеты. В этом они полностью повторяют столичных господ. Московские чиновники прикрываются жалким подобием воспитания и образованности, у них все дороже, напыщенней. Сущность их столь же глупа и комична.
Общественные пороки пропитали Россию сверху донизу, вдоль и поперек. Они были (да остаются и по сей день) на столько явными, что литература не могла обойти их стороной. Наружность мерзкая, но разная, нутро ужасно и одно. Рабская психология была присуща не только крепостным. Она прочно укоренилась в самих господах, типичные образы которых прекрасно отображены в русской литературе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
(1 votes, average: 5,00 out of 5)



Твір опис про настільну лампу.
Ви зараз читаєте: Тема общества и общественных отношений в творчестве А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя
Copyright © Українська література 2023. All Rights Reserved.